Без внятного ответа со стороны так называемых элит, эти желания качнут общество к восстановлению справедливости революционным путем. Очередной социальный взрыв может оказаться фатальным для Украины – воюющей страны, находящейся де-факто на внешнем донорском финансировании.

Элиты могут избежать взрыва, предложив обществу справедливый и законный вариант сатисфакции. В его основе должна быть их готовность добровольно инвестировать часть собственных богатств в ограбленную и униженную страну. В любом другом случае ситуация быстро радикализируется и "делиться" придется всем и насильно.

Упредить сценарий социального взрыва может амнистия капиталов. Причем не только засвеченных е-декларированием, но и тех, которые остались в тени, в том числе офшорной.

Примером для Украины вижу экономическую амнистию Италии начала 2000-х. Принятый там Декрет о легализации предложил владельцам теневых капиталов два варианта: заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или купить долгострочные государственные ценные бумаги стоимостью в 12% от сокрытого имущества. Одновременно ужесточили экономические санкции для "непонятливых". Если до амнистии соответствующий штраф не превышал 2000 евро, то после ее проведения он составил от 5% до 25% суммы сокрытых средств, с конфискацией имущества на эту же сумму. Метод "развода по-итальянски" вернул в страну 61 млрд евро и увеличил налоговые сборы на 24 млрд евро.

В Украине нужно принять свой законодательный акт, определяющий правила амнистии и объем отчислений, к примеру 10%. Столько же должно быть вложено в специальные государственные ценные бумаги. Необходимо открыть спецсчета в государственных "Ощадбанке" и "Укрэксимбанке" для аккумуляции амнистируемых средств. Они могут быть использованны на целевые инвестиции – строительство дорог, енергоэффективность, современные программы обучения.

Срок экономической амнистии не должен превышать двух-трех месяцев. За это время состоятельным украинцам нужно будет или подтвердить законность происхождения капиталов и активов, или выполнить требование закона об экономической амнистии. После истечения установленного срока, уполномоченные правоохранительные структуры должны приступить к массовой проверке лиц, заполнивших декларации, и к избирательному изучению соответствия имущественного состояния и уплаченных налогов в отношении остальных. Нужно предусмотреть максимально жесткие экономические санкции за попытки скрыть финансы и активы.

Данная иницитива требует общественного диалога. Есть смысл провести парламентские слушания, с привлечением экспертов, чиновников, общественных активистов, представителей международных структур, аккредитованных в Украине.

Необходимо обсудить гарантии для собственников активов и капиталов, которые добровольно согласятся на амнистию. Важно легализовать не только зарубежные активы, но и внутренние, действующие под офшорной юрисдикцией. Там государство тоже теряет колосальные средства, которые уходят от налогов и практически легально выводятся из страны.

Парламентские слушания должны определить принципы социального согласия в вопросах амнистии капиталов, а также основы проекта Закона про экономическую амнистию. После этого документ должен быть принят в кратчайшие сроки.

Мне кажется, граждане пока еще готовы воспринять «монетарную» альтернативу, как формат продолжения е-декларирования. Ведь только в парламенте проявилось больше 12 млрд ранее неучтенной гривен налички. А в целом по стране ее не меньше 100 млрд. То есть неучтенной наличности, образно названной премьером "общенациональным трендом", вполне достаточно и для добровольной, и принудительной легализации.

Называемые элиты должны получить шанс мирно договориться с обществом о правилах дальнейшей совместной жизни. Это будет таким себе "браком по расчету". Если они откажутся, то развод по-украински может быть радикальным. И тогда "счастливые" обладатели 12 млрд гривен поделятся своим состоянием с согражданами в значительно больших объемах, чем они себе это представляют сегодня.

Читайте также: 24 миллионера: самые богатые руководители органов власти (Инфографика)