В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4098 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно сбалансированности ставок акцизного налога на топливо". Принятие этого законопроекта позволит существенно снизить цены на бензин.

Текст соответствующего проекта закона №4098 еще не опубликован на сайте парламента. Автор законопроекта народный депутат фракции "Слуга народа" Алексей Мовчан в комментарии УНИАН рассказал, что законопроект касается выравнивания акцизов для топлива.

Сейчас акцизы прописаны для бензинов на уровне 213 евро, для дизеля – 139 евро и для автомобильного газа – 52 евро. Это приводит к неравенству различного вида топлива на одном рынке. Мы предлагаем использовать справедливый подход ко всем автомобилистам там, где ставка для всех видов топлива одинаковая – на уровне 139 евро,
– сказал нардеп.

Как повлияют акцизы на стоимость топлива

Алексей Мовчан спрогнозировал, что цены на дизельное топливо, которое покупают потребители, никак не изменятся от изменения акцизов. При этом автогаз претерпевает изменения и подорожает на 3-3,4 гривны, а бензин подешевеет на 2,9-3,0 гривны.

"То есть по сегодняшним ценам газ может стоить 14 гривен, а бензин около 18 гривен. Тогда потребитель будет принимать решение в сторону бензина, поскольку пользоваться российским газом будет невыгодно", – добавил он.

Перспективы украинских НПЗ

По словам Мовчана, сокращение потребления бензина в пользу дешевого автомобильного газа из России может стать причиной закрытия украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) .

У нас в стране остался один нефтеперерабатывающий завод (Кременчугский – ред.), который нормально работает, но если сохранится темп падения потребления бензина, которое происходит в стране с 2012 года, то в ближайшие несколько лет завод может закрыться. Это означает, что мы будем еще больше зависимыми от импорта, негде будет перерабатывать украинскую нефть, и сократятся рабочие места,
– пояснил депутат.

Падение производства топлива в Украине

Мовчан констатирует, что производство на отечественных НПЗ падает, поскольку дешевый российский автомобильный газ из-за низкого акциза вытесняет бензин. Но наращивание поставок энергетических ресурсов из страны-агрессора является опасным и противоречит государственной политике.

Дешевый импортный российский газ – это прямое финансирование страны-агрессора. Где-то 45% заходит из РФ и еще около трети заходит из Беларуси. Хотя есть вероятность, что это тот самый российский газ.

"Наша задача этим регулированием поддержать украинского нефтепереработчика, который сможет развиваться, больше платить в бюджет, модернизировать свое производство. Фискальный эффект мы оцениваем порядка плюс 5 миллиардов гривен доходов в год", – сказал он.

Мовчан отметил, что эту законодательную инициативу поддерживают все отечественные нефтепереработчики, включая государственные Шебелинский НПЗ "Укргаздобыча", поскольку законопроект им тоже предоставит возможности для эффективной работы и развития.

Что этому предшествовало

  • По данным Государственной таможенной службы, Украина в январе-августе 2020 года сократила валютные расходы на импорт нефтепродуктов на треть – до 2,19 миллиарда долларов. Поставки нефтепродуктов из России составляют 839 миллионов долларов или 38,2% от расходов на импорт нефтепродуктов из Белоруссии – 712,5 миллиона долларов (32,5%), из Литвы – 268,8 миллиона долларов (12,3%).
  • По данным таможни, в течение 2019 года в структуре импорта высокооктановых бензинов преобладали объемы из Республики Беларусь (более 65%) и Литвы (около 30%). В структуре импорта дизельного топлива преобладала ДТ, происхождением из Республики Беларусь (более 40%) и Российской Федерации (более 35%).
  • В структуре импорта сжиженного газа преобладали поставки из Российской Федерации (свыше 45%), Республики Беларусь (более 25%) и Республики Казахстан (более 20% в общем объеме импорта).
  • За 5 месяцев 2020 года в Украину импортировано бензинов 366,4 тысячи тонн, что на 6,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (из РФ импорт не осуществлялся). Дизельного топлива было импортировано 2320,2 тысячи тонн, что на 0,5% больше (в том числе 39,5% импорта из РФ).
  • Поставки сжиженного газа (LPG) выросли на 4,8%, до 579,5 тысячи тонн, (в том числе из РФ 38,3% импорта).