"Это необходимый шаг. Но он может уничтожить многих. В конце концов, так оно, наверное, и будет", – Ярослав Кардаш рассуждает о введении европейских стандартов на украинских производствах.

Он имеет небольшой яблоневый сад на Львовщине и мясную лавку во Львове. Несколько лет назад предприниматель возглавлял Ассоциацию фермеров Украины, а теперь руководит ее филиалом во Львовской области. Он знает о проблемах малого и среднего аграрного бизнеса в Украине на собственном опыте.

Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом является важным для господина Ярослава лично: три года назад он не один день провел на Евромайдане в Киеве. Теперь же предприниматель признает: Соглашение об ассоциации подтвердило европейский выбор Украины, дало надежду на лучшую жизнь. Но одновременно оно стало большим вызовом и испытанием для граждан. Особенно – для бизнесменов.

К нам уже завозят много европейской продукции. Мы должны отвечать ее уровню, чтобы продолжать торговлю. В конце концов, это требование времени: наша продукция не должна плохо влиять на потребителя. Но я понимаю, что для многих наших фермеров обеспечить контроль на каждой стадии производства и купить необходимое оборудование – это довольно дорого,
– говорит Ярослав Кардаш.

Драматические изменения

Когда бывший президент Янукович отказался от Соглашения об Ассоциации с ЕС, в Украине начался Евромайдан. Идея разработки соглашения появилась во времена президента Виктора Ющенко и отвечала его обещаниям "привести Украину в Объединенную Европу". ЕС, который еще не устал от расширения, приветствовал продвижение на Восток.

Читайте также: Что означает для Украины расширение квот на европейском рынке: мнение эксперта

Новый тип сотрудничества между Украиной и ЕС воплотился в 486 статьях Соглашения об ассоциации уже после Революции Достоинства. Документ предусматривал расширение сотрудничества между Киевом и Брюсселем, интеграцию Украины в политическую, социальную и экономическую жизнь. Но не обещал членство в ЕС. От Украины требовали согласовать свое законодательство с европейским, участвовать в совместных с ЕС программах и интегрироваться в европейский рынок.

Зачем это соглашение Объединенной Европе? Подписание соответствует принципу ЕС, заложенномув политике добрососедства: "Союз должен быть окружен кругом друзей – так он обеспечит свою безопасность, политическую и экономическую стабильность". Зачем это соглашение Украине? Кроме Европейского Союза как ключевого партнера, наша страна получила пакет необходимых реформ.

В стране одновременно запущены полномасштабные реформы в большом количестве сфер общественной жизни (около 60). Реформ так много, что речь идет о перезагрузке страны,
– комментирует влияние Соглашения експерт по юридическим вопросам Института социально-экономических исследований Анна Исичко.

По информации Украинского центра европейской политики, за время выполнения Соглашения Украина должна имплементировать около 350 нормативных актов Европейского Союза. Они должны серьезно изменить все сферы общественной жизни в Украине. Очевидно, что это изменит принципы функционирования хозяйственной системы и торговых отношений в стране.

Непосредственно экономики касаются три раздела Соглашения: IV – о торговле (вводит глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли между сторонами), V – об экономическом сотрудничестве, VI – о финансовом сотрудничестве. Введение европейских правил должно сделать эти сферы клиентоориентированными, ввести новые стандарты безопасности, повысить прозрачность в работе бизнеса. Благодаря Соглашению во многих отраслях экономики произойдут первые системные изменения со времен СССР или конца 1990-х годов, когда сформировалось украинское олигархическая государство.

Потенциально счастливый конец

Именно IV раздел Соглашения – о торговле и вопросы, связанные с торговлей – вводит зону свободной торговли. Она приобрела временную силу 1 января 2016 года. За всеми директивами и малопонятными условиями в ней видно принципиальное и практическое значение документа для страны. Он отменяет торговые пошлины почти на 97% всех товаров.

Читайте также: Соглашение об ассоциации с ЕС: что выиграет, а что потеряет Украина?

Отмена пошлин в пищевой сфере связана с понятием food security. Каждая страна заботится о своих производителях продуктов питания, потому что это является вопросом национальной безопасности. Соглашение предполагает взаимность процесса: пошлины отменяются и для импорта украинской продукции в ЕС, и для ввозных европейских товаров. Предварительно стороны определяют и квоты, количество товаров, поставляемых гарантированно без пошлины.

Например, в этом году украинские производители могли поставить в ЕС 5200 тонн меда без пошлины. Впрочем, квоту мы исчерпали уже 4 января 2017 года. Чуть позже мы исчерпали и квоты на ячменную крупу, муку, сахар, виноградный и яблочный соки, томаты и кукурузу. Это свидетельствует о положительной динамике в торговле между ЕС и Украиной. В 2017-м ЕС увеличил размер квот для Украины по сравнению с 2016 годом.

В Министерстве экономического развития и торговли нам рассказали, что по результатам 2016-го ЕС является главным торговым партнером Украины с 40,5% от общего объема внешней торговли нашей страны. Хотя доля ЕС во внешней торговле осталась почти неизменной: 41% украинского экспорта в 2015-м приходился именно на Объединенную Европу. Важно, что Украина имела наибольший прогресс в прошлом году именно торговли с Европой: объемы экспорта с конца 2015-го выросли на 3,7%. В Министерстве говорят: ЗСТ сыграла значительную роль в росте украинской экономики в 2016 году.

Експорт України у 2013-2016 роках
Как изменился экспорт Украины с 2013 года

Руководитель экономических программ Института социально-экономических исследований Ярослав Жалило сдержанно относится к таким заявлениям. Он говорит, что на рост прежде всего повлиял аграрный сектор, который не может полностью реализовать свои возможности из-за квот. Но эксперт советует смотреть на процесс шире. Эффект евроинтеграционных усилий и Соглашения для восстановления украинской экономики является заметным. В 2016 году страны ЕС вложили в нашу экономику 2 миллиарда долларов прямых инвестиций. Влияние реформ проявятся в последующие годы.

Болезненный переход

В Институте социально-экономических исследований приводят цифры: с началом действия ЗСТ средние ставки для аграрной продукции снизились с 9,2% до 6,8%, промышленной – с 3,7% до 1,1%. В последующие десять лет эти ставки будут двигаться в соответствии с 1,4% и 0%. То есть, Соглашение об ассоциации предусматривает, что барьеры в торговле между Украиной и ЕС со временем исчезнут. Это обязывает украинскую власть и бизнес к определенным шагам уже сейчас.

В интервью агентству "Интерфакс-Украина" в мае посол ЕС в Украине Хьюґ Мингарелли заявил, что Украине стоит концентрироваться на переходе на европейские стандарты качества, а не бороться за увеличение квот. По его мнению, это заложит основу для стратегического развития торговли.

Прежде всего, следует перенять нормы и стандарты ЕС в соответствии с положениями о создании ЗСТ, и вы сможете экспортировать все, что вы хотите на рынок ЕС. Как только положение о ЗСТ будут полностью реализованы – квоты вырастут,
– объяснил свою позицию Хьюґ Мингарелли.

По информации Министерства экономического развития и торговли Украины, за 2014-2016 годы Украина приняла 6288 стандартов качества, гармонизированных с европейскими. В 2017-м наша страна должна принять еще около тысячи.

Зміна стандартів України
Украина приняла 6288 стандартов качества, гармонизированных с европейскими

В то же время правительство пытается избавиться ГОСТов – стандартов советского периода. В прошлом году Министерство экономического развития и торговли отменило 12776 таких стандартов. Сейчас в Украине действуют 21706 национальных стандартов, из которых – 12 266 (56,5%) гармонизированы с международными и европейскими (без учета ГОСТ).

Главное требование ЕС – сделать любую сферу безопасной для человека. Раньше у нас был советский подход. Он предусматривал, что производитель не отвечает за безопасность на производстве. Ответственность за безопасность была на службах: санитарные, ветеринарные, эпидемиологические. Сейчас это в руках производителя, поэтому он сам вводить специальные процедуры на своем производстве, сам должен определить, где у него критические точки,
– объясняет новые условия работы руководитель Украинского центра европейской политики Любовь Акуленко.

Этот принцип называется Hazard Analysis and Critical Control Point – HACCP. Он предусматривает, что качество продукта определяют не на последнем этапе, когда он уже готов. Зато контроль за безопасностью осуществляется на каждом этапе производства от сырья до магазинов. В этой цепочке ответственен не только производитель: каждый, кто осуществляет какие-то операции с товаром, ответственный за него на конкретном этапе.

Читайте также: Украина отстает от плана имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, – Климпуш-Цинцадзе

"Конечно, эти стандарты требуют затрат. Но ЕС пытается действовать рационально: он никогда не говорит, какого цвета, материала или формы должно быть изделие (как было в ГОСТах – "24"). Главное – чтобы вы гарантировали безопасность своего товара", – резюмирует Любовь Акуленко.

Эти изменения ожидают Ярослава Кардаша и других его коллег по сельскому хозяйству. Он признает их необходимость, но боится. Боится, что введя новую систему контроля, государство введет новую систему взяток. Любовь Акуленко предостерегает от таких опасений.

Недавно приняли перечень вопросов, которые инспектор может задавать на производстве. Они публичные. Но производитель никогда не знает, когда к нему придут. Поэтому он всегда должен быть готов к проверке. Здесь также есть момент борьбы с коррупцией: инспектор не имеет права поставить лишние вопросы, кроме тех, которые указаны в перечне,
– резюмирует експерт.

Имитация движения

Соглашение об ассоциации содержит дедлайны для внедрения конкретных правовых норм. В общем все требования документа Киеву необходимо выполнить до 2025 года. Любовь Акуленко утверждает, что Украина пока не спешит вводить европейские условия и директивы: сейчас принято лишь 15% предлагаемых документов ЕС. Она приводит данные: на 1 ноября 2016 года Украина должна была принять 44 европейских нормы. Из них приняла лишь 8.

Анна Исичко говорит, что все нормативные акты, которые Украина вводит соглашением об ассоциации, влияют на украинскую экономику будущего,ведь именно эти шаги в дальнейшем будут определять порядок отношений. Експерт говорит: теперь главной причиной, почему мы тормозим имплементацию норм, является неэффективная система принятия решений властью.

По Индексу мировой конкурентоспособности Украина занимает 85 место из 135, хотя в прошлом году у нас было 79 место. Мы 74 место в категории "бремя государственного регулирования". Одним из результатов неэффективной системы принятия решений является самый низкий в Европе показатель ВВП на душу населения. Таких же негативные воздействия испытывают и остальные сферы общественной жизни – от социальной до внешнеполитической,
– объясняет Анна Исичко.

По словам експерт, главной реформой должны были стать изменения в принципах управления и принятия законов. Этот шаг должен был предшествовать имплементации Соглашения об ассоциации. Политики продолжают руководствоваться собственными интересами, принимая решение. Именно поэтому многие реформаторские законы до сих пор ждут голосования в Верховной Раде, а их обсуждение проходит непрозрачно – в кулуарах, а не публично. Сложный механизм принятия решений имеет и главный исполнительный орган – Кабинет Министров Украины. В 2016-м должна была стартовать внутренняя реорганизация правительства, но пока этого не происходит.

И трудности в принятии нормативных актов, и нежелание переходить на европейские стандарты Любовь Акуленко связывает с большим количеством групп влияния в украинской политике и экономике.

Стейкхолдеры в различных сферах не видят выгоды от перехода на стандарты ЕС. Они будут первыми, кто встанет на пути изменений. Стратегия реформ должна включать интерес, переговоры с этими группами. Тогда будут изменения и в законодательстве,
– пояснила експерт.

По словам Любовь Акуленко, другая сложность – в принятии европейских стандартов малым и средним аграрным бизнесом. Мол, его представители не понимают, зачем им новые требования. Ярослав Кардаш не согласен с этим утверждением: украинские фермеры предпочли бы отвечать современным требованиям и конкурировать с европейскими коллегами. Но, по его словам, со времен СССР, с тех пор личное сельское хозяйство в Украине было уничтожено, украинская власть не помогала его возрождению.

"В независимой Украине успешный фермер часто является авантюристом: иногда он не имеет аграрного опыта и использует нетрадиционные методы работы. Все остальные фермеры, которые работали как обычно, или потеряли свои хозяйства, или вынуждены просто выживать, не думая о развитии", – пояснил глава ассоциации фермеров Львовщины.

Ярослав Кардаш видит выход из этой ситуации: создание фермерских кооперативов, чтобы аграрии могли поддерживать друг друга. Особенно в период необходимых изменений, которые принесло Соглашение об ассоциации.