Компании в кластере и конкурируют, и сотрудничают одновременно. И, наконец, выигрывают все.

Кто-то уже создавал кластеры?

Кластеры существуют во всем мире. В Аргентине — кластер вина, в Бразилии — кластер сахарного тростника. В США есть несколько десятков кластеров: Калифорния с виноделием, Кремниевая долина с информационными технологиями, Лас-Вегас со сферой развлечений, Северная Каролина с мебельным бизнесом и тому подобное.

В Европе каждый регион включен в свой индивидуальный кластер. Вообще, создание кластеров является основой для развития регионов в более чем 100 странах мира.

А что это даст моему бизнесу?

Компании, входящие в кластер, являются более успешными и конкурентоспособными, экспортируют больше, чем те, что работают отдельно. А в масштабах страны кластеры — это возможность создавать новые рабочие места.

Кластеры привлекают лучших клиентов и специалистов, а также поставщиков, сервисные и финансовые компании с самыми выгодными предложениями.

С чего начинать создание кластера?

Кластер — это природное образование. Например, Кремниевая долина — это не изобретение каких-то государственных институтов, а естественное скопление IT-компаний. То есть кластеры не надо придумывать. Скорее — нужно посмотреть, что уже есть в вашем регионе. Скажем, один из потенциальных кластеров в Украине — это Черновцы, где находится около 300 компаний, производящих свадебные платья. Похожий кластер в Китае — маленький город, где находятся 1200 производителей свадебных платьев. Они обеспечивают 60% объема этого товара в масштабах всей страны.

Также в Украине есть немало компетенций в сфере авиастроения, инженерных разработок ... Каждый регион должен посмотреть — какие его сильные стороны. И сформировать команды вокруг них.

Чтобы помочь этому процессу, Киево-Могилянская бизнес-школа вместе с международным агентством Cluster Navigators запустила конкурс кластеров Украины, по результатам которого управленцы с амбициями получат грант на обучение в первой в Украине "Школе развития кластеров".