Эффективные реформы – путь к сильной экономике

После распада Советского Союза в обеих странах началось реформирование как политической, так и экономической систем. Однако в Польше все это происходило достаточно быстрыми темпами – так называемая "шоковая терапия" от министра финансов Лешека Бальцеровича.

Первый период характеризовался двумя особенностями переходного характера – "эйфорией освобождения" и особой ситуацией в политической сфере. В итоге в начале этого этапа политическая система и общество в целом проявляли большую готовность смириться с непростыми мерами в экономике,
– пишет польский реформатор в своей книге "Навстречу ограниченному государству".

Так Бальцерович объясняет необходимость быстрых реформ в постсоциалистических странах, поскольку "коммунисты все еще тогда оставались дискредитированы, а новая власть – единственным механизмом".

Его реформы заключались в том, чтобы лишить госкомпании государственной поддержки, заставляя тех приватизироваться и искать помощи у западных кредиторов и инвесторов. Для этого в Польше провели ряд изменений, улучшили кредитный имидж страны и ее инвестиционный климат. Заслуга Бальцеровича в том, что он провел очень глубокую терапию с минимально болезненным для поляков шоком.

Рост ВВП в Украине и Польше

А в Украине в начале 90-х состоялась лишь пародия на реформы, которая имела для населения ужасные последствия: гиперинфляция, потеря сбережений, ужасное обнищание, разорение большинства предприятий. Этот период запомнился как эпоха жестокого кризиса.

Наибольшие беды пришлось пережить сразу после обретения независимости: в условиях хаоса простые люди очень сильно обнищали. Стабильность наступила лишь в 1996-м, когда купонокарбованец, который обесценился из-за гиперинфляции (за пять лет цены выросли более чем в 100 раз!), сменила гривна. Но радость была недолгой: начался кризис 1998 года, доллар вырос вдвое, инфляция снова стала двузначной,
– Комментирует эти времена директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Кроме того, наши тогдашние чиновники, изображая видимость преобразований, впервые попытались обмануть МВФ – выпросили огромный транш на так называемые "проведение масштабной приватизации и создания условий для иностранных инвестиций". В итоге всем этим воспользовались украинские олигархи, которые получили для себя как привлекательные предприятия, так и льготы в "экономических зонах".

Появление нуворишей и резкий рост социального неравенства после гибели коммунизма отравляет атмосферу в обществе,
– отмечает все тот же Бальцерович.

Таким образом в Украине образовалась огромная социальная пропасть между бедными и богатыми, которая продолжается до сих пор. Правда, были определенные периоды экономического роста, в частности в 2005-2006 годах, когда экономика развилась благодаря продажам металла и развития агросектора. Однако все это в 2008 году уничтожил мировой экономический кризис. Продолжает мешать развитию и реформам и олигархат, который подстраивает все изменения под себя, поэтому любые реформы сводятся на нет.

Готовься к вступлению сразу после распада

Кроме экономических реформ, Польша осуществляла и другую подготовку, по вступлению в ЕС, которая началась еще в 1990 году. По словам бывшего секретаря Комитета ассоциации с ЕС и координатора европейской политики господин Марека Табора, именно тогда появились первые организации по подготовке Соглашения об ассоциации. Во всех министерствах и ведомствах Польши были созданы отделы евроинтеграции, которые координировались правительством и готовили все изменения в масштабах государства.

Польща, ЄС

Польский план евроинтеграции насчитывал 600 страниц, и разработкой этого плана занимались не чиновники, а эксперты, которые готовили и согласовывали изменения в профильных министерствах. Марек Табор отмечает, что лишь несколько процентов изменений в Соглашении об ассоциации утверждались руководителями ведомств, а не экспертами. Благодаря качественной подготовительной работе на экспертном уровне Кабинет Министров в результате получал полностью согласованные изменения. Кроме того, курс на евроинтеграцию был официальной программой правительства Польши, и не менялся в результате изменения Премьер-министра или Кабмина – совсем обратные процессы мы могли наблюдать в Украине.

Подготовка населения

Также проводилась в Польше и мощная информационная кампания, где освещались не только преимущества, но и недостатки вступления. Финансировалась программа Управлением евроинтеграции на конкурсной основе – интересным идеям и проектам выделялись гранты. Не забывали здесь и о специалистах, готовых работать в структурах Европейского Союза. В частности, в учебных заведениях создавались кафедры управления и кафедры Европеистики. Кроме того, в 1991 году польское правительство и общественные организации приняли решение создать Европейский колледж.

Без людей ничего нельзя сделать, а без организации ничего не может существовать. Для Польши было очень важным осознание необходимости создания новых институтов. И эти организации создавались параллельно с государственной администрацией, которая также создавалась с нуля,
– говорит вице-ректор Европейского колледжа Ева Оснецька-Тамецька.

После вступления Польши в ЕС работа институтов не завершился. Сейчас здесь готовят специалистов для работы с фондами ЕС, обучают специалистов для содружества и помогают украинцам в проведении реформ в рамках Соглашения об ассоциации.

Украина – Европа – Россия

В Украине же евроинтеграционные процессы начались фактически в 1994 году, когда было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и Украиной. Кроме того, был заключен ряд отраслевых соглашений и документов международно-правового характера. Правда, скорее всего Украина тогда получила статус некоего "доброго соседа", а не стратегического партнера. Повлияло на отношения между Украиной и ЕС и доминирование России на постсоветском пространстве, которая хотела видеть скорее "белорусский вариант", чем нас среди европейского сообщества.

Україна, Росія, ЄС

Поэтому готовиться к подписанию Соглашения об ассоциации мы начали только в 2007-м, но в ноябре 2013 года правительство неожиданно приостановило подготовку к подписанию документа, тем самым подписав себе приговор и изменив судьбу Украины на десятилетия.

Вывод для Украины

Как считает бывший украинский премьер Арсений Яценюк, польский вариант является наилучшим образцом для Украины.

Четырнадцать лет Польша проводила сложные реформы. И в результате этих реформ Польша не просто стала членом Европейского Союза, а одним из самых сильных членов ЕС с развитой экономикой. Это наш путь, и мы пройдем этот путь,
– отметил он.

Правда, кроме эффективных реформ, Украина должна побороть и российскую агрессию.

На пути в ЕС мы должны преодолеть два ключевых вызова. Первый – это эффективное противостояние российской агрессии. Вторым вызовом является проведение ключевых системных, комплексных реформ, которые изменят Украину и построят Европу в Украине,
– говорит президент Украины Петр Порошенко.

И кто знает, если удастся осуществить все запланированное, возможно мы станем членом ЕС гораздо раньше, чем через 10 лет. Поможет нам в этом и сама Польша, которая уже стала главным представителем Украины в евросообществе.

Читайте также: Экономика изменений: почему Грузия – это Украина через несколько лет