Еще в декабре прошлого года, когда украинцы были шокированы цифрами в своих платежках за тепло и горячую воду, многие отказались платить, требуя пересчета. Позже стало известно о куче случаев неправильного начисления стоимости коммунальных услуг в столице — в основном за отопление. Тогда компания "Киевэнерго" разослала жителям столицы завышенные в разы платежки. В самой компании такое недоразумение назвали "ошибкой". Однако, считают эксперты, это больше напоминает сознательную попытку "Киевэнерго" содрать больше денег с киевлян: ведь если завышенную платежку не обжаловано, то переплата полностью остается в распоряжении компании.

Не будут пересчитывать

В январе городские власти вместе с "Киевэнерго" инспектировали дома, у жителей которых возникли вопросы по "адекватности" начислений. По результатам инспекций, 50 тысяч клиентов в феврале получат перерасчет стоимости отопления за декабрь, отметил коммерческий директор ОАО "Киевэнерго" Евгений Бушма. Как известно, на декабрьские платежки повлияли два фактора — низкая температура и количество дней отопления.

Однако, это касается только платежек за декабрь. Оснований для массового пересчета стоимости за отопление в январе, убеждает Бушма, нет. По его словам, причиной больших цифр в платежках за тепло является подорожание газа.

Дорогой газ — дорогое тепло. В стоимости централизованного отопления удельный вес газа достигает почти 80%. Но люди надеются, что это недоразумение, потом перечислят. Оснований для массового пересчета нет,
— написал об этом Бушма в колонке для "Украинской правды. Киев".

В то же время, на данный момент долг киевлян за тепло уже превысил 4,7 миллиарда гривен, сообщают в пресс-службе "Киевэнерго". Наиболее критическая ситуация с расчетами за тепло, отопление и горячее водоснабжение наблюдается в "дорогих" Шевченковском и Печерском районах столицы. Люди просто отказываются оплачивать полученные "письма счастья".

Своя "схема"

Существенно большие платежки за тепло в этот отопительный сезон получили фактически все украинцы, однако наиболее своими аномальными цифрами — в некоторых случаях суммы были больше, чем в 4 раза — поразили платежи жителей столицы. Как отметил экс-министр жилищно-коммунального хозяйства в правительстве Юлии Тимошенко, председатель "Союза собственников жилья Украины" Алексей Кучеренко, в Киеве действует своя специфическая схема дополнительного "обложения налогами" на тепло и газ.

В Кабмине понимают, что цена на газ была взята реально "с потолка". Там просто очень затягивают время расплаты. На базе этой цены на газ 9 июня 2016 года национальный регулятор принял скопом повышение тарифов на центральное отопление и на транспортировку и производство тепла для всей Украины,
— отметил Кучеренко в четверг на пресс-конференции "Новые платежки от "Киевэнерго": и снова скачок цен".

Цена гигакалорий, подчеркнул он, у нас фактически выросла в 1,8 раза и стала для "Киевэнерго" 1419 гривен за гигакалорию. В домах со счетчиками потребители платят по факту потребления по показаниям домового счетчика, а сумма на дом разбрасывается по всем квартирам. А вот там, где нет счетчика, потребители платят весь отопительный сезон по тарифу 32,19 за метр квадратный, замечает эксперт. Плюс к этому есть Постановление Кабмина, которое обязывает "Киевэнерго" перечислять этот тариф в зависимости от погодных условий — если на улице холоднее, тариф за месяц будет больше, если теплее — ниже.

Сомневаюсь в обоснованности расчета цены и стоимости гигакалории в Киеве для "Киевэнерго". Утверждаю, очевидно, что цена за гигакалорию в Киеве завышена существенно,
— подчеркнул экс-министр ЖКХ.

И добавил: она не может быть выше, чем, например, в Бердичеве, Житомире или других городах в которых работают котельные, что из газа или угля производят тепло.

Вас обворовывают

Поэтому, если у вас сумма начислений в платежке относительно декабря или января прошлого года выросла в 1,8-2 раза — вас "грабят", но в рамках приличного, говорит Кучеренко. Поскольку повысилась цена за 1 гигакалорию, соответственно во столько же должны были вырасти цены в платежках по сравнению с конкретным месяцем прошлого года.

Однако, когда вы видите разницу в платежках за текущий и прошлый год в 4 раза, отмечает эксперт, стоит сравнить потребление гигакалорий за этот месяц.

У каждого клиента "Киевэнерго" жители домов со счетчиками, в графе начисления есть количество гигакалорий, за которые выставлена эта платежка. Через различные каналы информации, у меня уже тысячи жалоб и я там вижу массовую системную схему, когда киевлянам в 2-2,5 раза больше выставляют счет за гигакалорию, чем в прошлом году. Этого быть не может однозначно, здесь необходимо вести конкретное расследование по каждому дому,
— отметил Кучеренко.

По его словам, "Киевэнерго" по газу производит и тепло, и электроэнергию и продает электроэнергию по рыночной цене в больших объемах на энергорынок, эта цена очень велика. Стоимость тепловой электроэнергии значительно выше — в 2,5 раза больше, чем в произведенной на атомных электростанциях. Продав электроэнергию, "Киевэнерго" продает украинцам тепло так же по завышенной цене. Такого быть не должно — это однозначно заговор "Киевэнерго" и Национальной комиссии, которая утвердила этот тариф, убеждает экс-министр.

"Киевэнерго" продает украинцам тепло по завышенной цене

Причем, "Киевэнерго" с разрешения НКРЕКП демонстрирует потери в сетях на уровне 19,5%, подчеркивает Кучеренко. Подобные потери однозначно влияют на тариф и компенсацию из бюджетов всех уровней, которые идут по так называемой разнице тарифа. Впрочем, по потерям в сетях Киев на втором месте. На первом — Винница, там они составляют 21%.

Куда пожаловаться?

Если оплата за жилищно-коммунальные услуги за прошлый отопительный сезон была более 90%, то сегодня этот показатель едва превышает 50%, отмечает председатель общественной организации по защите прав потребителей "Антимонопольный союз" Александр Трохимец. Задолженность за жилищно-коммунальные услуги, по его словам, на сегодня достигает уже около 23 млрд гривен, увеличившись почти в 2,5 раза. Это говорит о том, что никакого экономического обоснования такой стоимости гигакалории нет, говорит эксперт.

Поэтому общественная организация по защите прав потребителей "Антимонопольный союз" разработала и выложила в общий доступ так называемый правовой документ для всех потребителей, которые получили "некорректные" платежки — "Жалоба о пересчете". Каждая гривна, которая содержится в платежке должна быть обоснована техническими расчетами. И вы, как покупатель тепловой энергии, в случае сомнения стоимости, вписанной в платежку, вправе требовать разъяснения цены тарифа в гривнах.

Вы имеете право обратиться в "Киевэнерго" с соответствующей жалобой, в ней есть ссылки на все правовые документы, регулирующие деятельность "Киевэнерго", как поставщика услуги центрального отопления. И пока "Киевэнерго" не разъяснит суммы, вписанной в платежку, потребитель имеет право, согласно Гражданскому кодексу, придержать платеж,
— объясняет Трохимец.

"Жалоба о пересчете" разработана не просто в форме предоставления информации, а именно как требование о пересчете. Все, что нужно потребителю — вписать свои фамилию, адрес, лицевой счет и подать в "Киевэнерго", получив входящий номер.

Как потребитель, вы должны самостоятельно обращаться о пересчете платежки, если на это есть основания. Если таким правом не воспользуетесь — будете просто обязаны оплатить выставленные немалые счета. Эксперты уверяют: ни один государственный орган, например, Кабинет Министров или Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, не собираются становиться на защиту потребителей. Более того, эти органы ищут способ, как помочь не потребителю, а монополисту. Поэтому инициатива защиты своих прав должна идти, в первую очередь, исключительно от потребителей.

Читайте также: Экономить выгодно: как платить за коммуналку, если в платежке "ноль"