Законопроект №4901 о коммерческом учете коммунальных услуг принят Верховной Радой и направлен на подпись президенту. Когда он может быть подписан и будет ли – вопрос из области неблагодарного прогнозирования. Тем более, что "в интернетах" размышления на тему "что нам даст этот закон" в основном пессимистические. Журналисты сайта "24" разбирались, что же такого невероятного прописывает закон, а также почему и как это может привести к тому, что кто-то за кого-то будет платить.

Что обещает законопроект

Пояснительная записка к законопроекту с первой строчки показывает, что документ 4901 "разработан в соответствии с Соглашением об ассоциации Украина – ЕС и положениями Стратегии устойчивого развития "Украина – 2020". Также "принятие данного проекта закона является необходимым для обеспечения рационального использования водных, энергетических ресурсов, а также для обеспечения защиты прав потребителей в сфере коммунальных услуг путем введения обязательного коммерческого и распределительного учета тепловой энергии, горячей и питьевой воды".

Если коротко, законопроект регулирует вопросы оснащения всей украинской коммунальной сферы счетчиками. Это приведет к: эффективной реализации мер по экономии водных ресурсов, экономии до ¾ неучтенных расходов воды в соответствующих внутридомовых системах, сокращению объемов потребления предприятиями питьевого водоснабжения электрической энергии. А еще – к существенному уменьшению размера платы за услуги в результате экономного потребления. Такую экономию авторы законопроекта обещают за 1-3 года в среднем на 15-20%.

Ко всему – обеспечение обязательного приборного коммерческого учета не позволит субъектам хозяйствования в сферах естественных монополий переводить сверхнормативные потери в сетях на потребителей.

"Основная цель закона – это переход на 100-процентный учет потребления тепловой энергии, горячей и питьевой воды с помощью счетчиков, что не позволит переложить на рядового гражданина сверхнормативные потери монополистов и заложит принцип, согласно которому каждый будет оплачивать только те объемы коммунальных услуг, которые он фактически потребил", – отметил нардеп Виталий Сташук, представляя законопроект.

Счетчики раздора

Кто заплатит за установку этих счетчиков – главный вопрос. Законопроект на него четко отвечает – потребитель. И это первый и самый главный аргумент противников законопроекта. Мол, опять за "весь пир" платит потребитель.

Но в действительности исполнители услуг всегда устанавливали счетчики за деньги потребителей. Просто раньше это пытались не афишировать.

Как пояснила аналитик жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора" Наталья Каминская, исполнители не тратили на установку счетчиков и их обслуживание ни копейки. Стоимость работ закладывалась в тариф на тепло или водоснабжение.

Мы годами платили за установку счетчиков, даже после того, как прибор уже стоял в доме. Тарифы после установки счетчиков не пересматривались и предусмотренная на это часть средств из структуры тарифа не изымалась,
– отметила аналитик.

То есть потребители платили за установку счетчика в своем доме, за счетчик в соседском, за поверку, обслуживание и замену. При этом счетчик был собственностью исполнителя услуг. В чем же разница, если и сейчас, и после принятия закона за установку и обслуживание счетчиков платит потребитель? А в том, что после вступления закона в силу потребитель будет платить за счетчик и его установку только один раз, а за обслуживание – в определенных законом случаях и в случае необходимости.

Таким образом, объяснила дальше эксперт, все многоквартирные дома будут оснащены узлами коммерческого и распределительного учета – домовыми счетчиками тепла или воды, нужными для определения количества и качества предоставленной коммунальной услуги в доме. На основании этих данных будут проводиться расчеты за потребленные коммунальные услуги.

Благодаря такому счетчику потребители будут платить только за использованные услуги. Исполнители услуг не смогут приписывать потребителям свои потери на стадии транспортировки в изношенных сетях, а будут вынуждены оплачивать их сами,
– отметила Каминская.

В домах, которые присоединены к сетям и пользуются соответствующими коммунальными услугами, но не оснащены приборами учета, такие счетчики обязаны установить операторы внешних инженерных сетей в определенные сроки: тепловой энергии – в течение года со дня вступления в силу закона, горячей и питьевой воды для нежилых зданий – в течение года, для жилых – в течение двух лет.

Причем, есть несколько вариантов установки домового счетчика тепла или воды, пояснили в "Опоре".

Общее – чертовское

Руководитель аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко в комментарии сайту "24" объяснил, что всегда отстаивал необходимость общедомовых счетчиков для учета тепла. Но сейчас это хотят сделать для всех услуг. И теперь, считает эксперт, под угрозой все те абоненты, которые уже имеют индивидуальные счетчики воды.

Люди после поднятия тарифов начали массово устанавливать счетчики воды, горячей и холодной. А теперь получается, что эти счетчики фактически можно выбросить,
– добавил Сергиенко.

Он объяснил: раньше согласно закону №1198 от 2014 года, где были прямые договора, человек четко платил по своему счетчику, имел стимул экономить. Теперь в угоду водоканалам и теплокоммунэнерго все меняется. Теперь будут счетчики распределительные, которые будут определять, какую долю общего потребления дома должна заплатить квартира. Человек теряет смысл экономить, потому что не все установят счетчики, а именно малообеспеченные, социально маргинальные и те, кто сдает квартиры – им выгоднее платить по нормативу. В результате получится так, что все, у кого есть счетчик, делали это зря, потому что они все равно будут расплачиваться за этих бедных, хитрых и маргинальных, которые счетчики не поставили.

"Когда этот закон обсуждали, я предлагал прописать обязательную норму установки счетчика, и положить это на водоканал и теплокоммунэнерго. Тогда они были бы заинтересованы избавиться от потерь в доме. Теперь все – и потери, и бесхозяйственность коммунальщиков будут распределяться между всеми квартирами. А я прогнозирую, что люди вообще как платили по квартирным счетчикам, так и будут, и вы их не заставите. Будет задолженность и так далее", – уверен эксперт.

Индивидуальные счетчики – главные

Координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети ОПОРА Татьяна Бойко в комментарии сайту "24" подобные соображениям Александра Сергиенко "страшилки" отвергла.

Я хочу успокоить всех тех, кто считает, что их счетчики можно будет "выбросить". Это неправда. Индивидуальный счетчик будет базовым. Потому что есть разница и по теплу, и по воде, между показателями счетчиков общедомовых и индивидуальных. Эти средства все равно "разбрасываются", только теперь этот "разброс" будет более справедливым,
– заверила эксперт.

Она разъяснила: потребители благодаря счетчикам не только четко будут знать, сколько они потратили, еще так же четко – какие есть потери внутридомовые. У эффективных домов таких потерь не будет, потому это – стимулирование для создания ОСМД, заинтересованность тем, как вообще осуществляется управление домом.

"Подобная ситуация была с тепловыми счетчиками в прошлом году, когда все массово начали интересоваться показаниям общедомового счетчика, так как что-то не сходилось. Когда разобрались, что это вина монополиста – это можно доказать по крайней мере в Киеве, и заставить "Киевэнерго" пересчитать. Часто выявляли случаи незаконного подключения, что какие-то магазины подключены, куча нежилых помещений. Люди объединялись и решали эту проблему, выгонять таких дармоедов", – рассказала Бойко.

Подводные камни

Как и почти каждая украинская законодательная инициатива, проект закона № 4901 имеет свои "но".

Татьяна Бойко отметила: система, предложенная в законе, полностью хорошо будет работать, когда будет и общедомовой учет, и индивидуальный. Вопросы будут возникать в случаях, если не у всех есть учет воды.

Для этого еще нужно принять около 20 подзаконных актов, которые должны дать ответы на такие вопросы. Потому что они у нас не исключения. Если по теплу где-то на 70% есть учет, то по воде – 30%. И чем больше людей есть без учета, либо они вовремя не подают показатели, тем больше будет возникать проблем, каким образом это будет распределяться между людьми. Таких вопросов много, но они и не могли быть решены базовым законом. Выполнение закона будет зависеть от качества подзаконной базы,
– констатировала эксперт.

Причем по закону эта база должна быть принята до начала отопительного сезона. Но Бойко отметила, что сейчас не может прокомментировать, все ли уже готово. Ведь даже закон еще не подписан президентом. Поэтому пока нет формальных оснований.

"Чем больше будет у людей времени, чтобы приготовиться – тем лучше. Получится ли это в этом отопительном сезоне – трудно спрогнозировать", – отметила Бойко.

Платить за соседей? Нет

Этот закон – большой прорыв в сфере энергоэффективности, уверены сторонники законопроекта. Мы едва ли не единственная страна в Европе, которая остается без полного учета, и у нас действуют устаревшие советские нормативы.

Пока мы не знаем, сколько мы потребляем энергоресурсов коммунальных услуг, первичного и вторичного, до тех пор не сможем составить нормальный баланс и спрогнозировать на уровне государства. С другой стороны, потребители, которые не видят фактически сколько они тратят, никак не заинтересованы в сохранении и сберегательном использовании ресурсов. Потому учет должен быть. А ни одним законодательным актом он у нас не был предусмотрен,
– уточнила Татьяна Бойко.

До сих пор НКРЭ КП собственными силами через лицензии заставляла предприятия-поставщиков это делать, но это не совсем эффективная система, добавила эксперт. Потому что есть дома, которые сами индивидуально поставили тепловой пункт с системой погодного регулирования, счетчиком, и за это все они еще раз платят в тарифе. Поэтому этот закон должен сделать систему более справедливой: люди, которые установили общедомовые счетчики за свой счет, будут платить меньший тариф. Если же не установили и хотят, чтобы это сделало предприятие, предоставляющее услуги, тогда они платят отдельно – платеж уменьшается на сумму этой инвестиционной составляющей, и дополнительно они платят за счетчик и его обслуживание, но эта сумма будет рассрочена на 5 лет, не сразу.

То есть, это честный и справедливый подход: чтобы те, кто платил дважды, этого не делали. А те, кто установят счетчики, точно будут видеть, где они платят за саму услугу, а где – за счетчик,
– подытожила Бойко.

Итак, что мы таким образом видим. Что советская традиция переводить оплату за общее на всех и никого одновременно благодаря закону о коммерческом учете коммунальных услуг может исчезнуть. Ведь если счетчик не просто принадлежит всем в доме, но и платят за него все, то и экономить придется всем.

Тот факт, что платить надо будет за еще одну услугу – утешает автора так же мало, как и каждого читателя. Но так же смущает тот факт, что владельцы частных домов молча устанавливают счетчики за свои кровные в своем же доме, а жители многоквартирных домов почему-то до сих пор не научились воспринимать подъезды, лестничные площадки, крыши и подвалы как часть своего жилья. И так же – участвовать в решении проблем этого самого жилья. А сможет ли предоставитель услуг нас при этом обмануть – вопрос только нашего желания и осведомленности. Потому что закон как раз прописывает соответствующие "рецепты" против таких злоупотреблений.

Читайте также: Коммуналка, продукты, проезд: что подорожает с 1 июля?