Это лишь проект закона. Депутаты на этапе рассмотрения смогут внести свои изменения. Но пока инциаторы закона предлагают следующее.
Зачем нужно менять налогообложение
Действующая модель налогообложения прибыли предприятий имеет ряд недостатков: налог сложно рассчитывать, надо вести учет налоговой амортизации, есть проблемы с накоплением убытков. Еще и агрессивные схемы налогового планирования, используемые отдельными компаниями, позволяют им избегать налогообложения, а добросовестные плательщики получают налоговое давление.
Читайте также: Украинские схемы уклонения от уплаты налогов: кто ворует больше
Большой проблемой, говорят авторы законопроекта, для национальной экономики является высокий уровень износа основных средств (в целом по национальной экономике в 2016 году – 58,1%, а в ведущем ее секторе – обрабатывающей промышленности – 76,4%).
Чтобы высвободить деньги на развитие и модернизацию предприятий и стимулировать экономический рост, и предлагают обложить налогом лишь ту часть прибыли предприятий, которая не идет на расширение или создание производства.
Что это даст:
- упростит ведение бизнеса;
- сократит расходы налогоплательщиков на исполнение налоговой обязанности;
- внедрит эффективные механизмы администрирования (автоматизированный анализ налоговой информации, интеллектуальная проверка с использованием информационных технологий);
- не даст занижать базу налогообложения и уклоняться от налогообложения;
- обеспечит повышение уровня капитализации предприятий и предпринимательской активности – создаст стимул для привлечения инвестиций в экономику Украины и экономического роста.
Читайте также: Выделить ФЛП IT-отрасли в отдельную группу единого налога: что означает новая инициатива нардепов
Что будут облагать налогом
Объектом налогообложения налогом на выведенный капитал определяются операции по выводу капитала и операции, приравненные к ним.
Операции по выводу капитала:
- выплата дивидендов в пользу неплательщика налога;
- выплата части прибыли государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями;
- возврат взносов собственнику корпоративных прав – неплательщику налога (в сумме, превышающей стоимость вклада, осуществленного учредителем и/или собственником в уставный капитал такого юридического лица) и тому подобное.
Операции, приравненные к операциям по выводу капитала:
- проценты, уплаченные нерезидентам-связанным лицам и нерезидентам, зарегистрированным в государствах, являющихся низконалоговыми юрисдикциями;
- выплаты в пределах договоров страхования или перестрахования в пользу страховщиков-нерезидентов (в отдельных случаях);
- финансовая помощь, предоставленная плательщиком налога неплательщику налога, которая не подлежит возврату или предоставлена связанному лицу, или предоставлена несвязанному лицу и остается невозвращенной в течение 12 месяцев (кроме отдельных случаев);
- выплата (перевод), что осуществляется в связи с: переводом средств со счетов в украинских банках на счета налогоплательщика, открытые за рубежом;
- погашения обязательств, возникших по договорам, выполнение которых не приводит к зачислению средств на счета налогоплательщиков в банках или получение налогоплательщиком имущества, работ, услуг;
- хозяйственные операции, признанніе контролируемыми по правилам трансфертного ценообразования, если их условия не соответствуют принципу "вытянутой руки", в части доначисленных сумм;
- операции по безвозмездному предоставлению имущества неплательщику налога (кроме отдельных случаев);
Читайте также: В Украине отменили книгу жалоб
- выплаты, осуществляемые в связи с вложением в объекты инвестиций (в том числе приобретение имущества), находящихся за пределами территории Украины, приобретением работ, услуг у неплательщика налога-нерезидента, и/или передача имущества, оказание работ, услуг неплательщику налога-нерезиденту (если расчеты или поставки имущества, работ, услуг по соответствующим операциям не произошли в 360-дневный или иной срок в соответствии с законодательством);
- деньги и/или стоимость имущества, переданные в уставный капитал неплательщика налога;
- деньги и/или стоимость имущества, выплаченные в связи с приобретением товаров, работ и услуг у связанных физических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- выплата роялти в сумах превышение лимита и в других отдельных случаях.
Ставки налога на выведенный капитал:
- 15% – к операциям по выводу капитала;
- 20% – к операциям, приравненным к операциям по выводу капитала (кроме указанных ниже операций облагаются налогом по ставке 5%);
- 5% – к средствам, уплаченным во исполнение долговых обязательств связанным лицам-нерезидентам.
Что еще предлагает законопроект
Создать Реестр плательщиков налога на выведенный капитал, данные которого будут размещаться на веб-сайте Государственной фискальной службы Украины.
Также планируется введение автоматизированного анализа налоговой информации. Для этого при осуществлении с неплательщиком налога операций, являющихся объектом налогообложения, в расчетных документах налогоплательщиком будет указываться код операции. Эта информация по кодам будет предоставляться контролирующим органам для сопоставления с налоговой отчетностью в автоматическом режиме и отображаться вместе с результатами сравнения в электронном кабинете налогоплательщика.
Читайте также: Недействительный чек: обман покупателей или уклонение от налогов