Объемы импорта горючего

"По газу импорт уже превысил ожидания, по дизтопливному рынку потихоньку выходит на прогнозные показатели, по бензину все еще не дотягивает 20 – 25%", – рассказывает Куюн. Что касается ДТ, то количество поставщиков выросло в 1,5 раза и достигло почти 100, что вдвое меньше (но на треть больше, чем в мае) – импортеров автогаза (45), по бензинам – 27 (21).

Читайте также Сколько продлится в Украине дефицит топлива: прогноз экспертов

Такой картель на топливном рынке – более полутора сотен компаний! По бензину и ДТ количество импортеров выросло вдвое по сравнению с довоенным!
– считает эксперт.

Вместе с тем Куюн не считает, что сейчас стоит говорить, что проблема с дефицитом топлива завершилась. И подчеркивает, что до этого еще очень далеко. Он прогнозирует, что в августе-сентябре ждет сезонный пик потребления.

"Главные проблемы – в Европе"

Также Куюн считает, что "главные проблемы – в Европе". Поскольку тамошние банки не только не финансируют прямые соглашения по поставке топлива в Украину, но фактически не хотят рассматривать контракты во всех потенциальных регионах, которые могут быть вовлечены в такие поставки.

То есть, если даже неукраинский резидент хочет привезти горючее в Румынию для другого нерезидента, это уже отказ. Потому что оттуда много горючего идет именно в Украину. Чувствуя спрос, не могут составить себе цену поставщики, судовладельцы, перевозчики,
– делится эксперт.

Также он рассказывает, что в свою очередь крупные поставщики очень осторожно относятся к Украине. По его словам, например, в Болгарии трейдеры согласовывают объемы поставок в Украину с правительством. "Недовольны и молдаване, потому что украинцы загнали оптовые цены в регионе. Поэтому в стране остановилось немало АЗС, которые не могут попасть под государственное регулирование. В Польше протесты водителей. Венгрия… здесь все понятно", – делится директор Консалтинговой группы А-95 Куюн.

Поэтому особого профицита ждать пока не следует. Каждую машину наши трейдеры буквально выгрызают. Теперь главная цель – обеспечить текущий растущий спрос и создать резерв под август-сентябрь. Да и вообще, он должен быть у воюющей страны,
– считает Куюн.

Какая ситуация с очередями на АЗС

Ситуация с очередями на АЗС по словам Директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна:

  • за автогазом нет, а исключение станции, где газ по 37 гривен за литр (в основном 42 – 45 гривны за литр);
  • за ДТ вообще нет очередей, или стояло 5 – 10 машин, что он считает вообще сложно считать очередью (на фоне майских событий);
  • за бензином – 20 – 30 машин.

На днях массовую интервенцию совершила сеть KLO – бензин был почти на всех работающих станциях. "Маршал" выставил на выходных А-95 по 62 гривны, очередей не было, но через два дня стела снова погасла. То же самое произошло со "спиртовым" бензином на БРСМ,
– пишет Куюн.

Средняя цена топлива на АЗС 15 июня:

  • бензина А-92 – 28,36 гривны за литр (выросла на 15 копеек),
  • бензин А-95 – 29,29 гривны за литр (выросла на 31 копейку),
  • ГП – 27,71 гривны за литр (выросла на 37 копеек).

Предельная цена Минэкономики

Напомним, что 14 июня Минэкономики обнародовало среднюю стоимость для литра бензина – 25,82 гривны и дизельного горючего – 22,09 гривны за литр, из которых высчитывается предельная цена реализации горючего в рознице во второй декаде июня.

Так что с учетом предельных торговых наценок максимальная цена на "обычный" бензин в розничных сетях не должна превышать 30,82 гривны за литр, на "обычное" ДТ – 29,09 гривны за литр.

НБУ в своем макроэкономическом прогнозе отметил, что цены на бензин стабилизируются, но будут высокими. Также регулятор напомнил причины, почему возник дефицит горючего: разрушение российскими захватчиками топливной инфраструктуры и НПЗ; блокировка портов; более дорогая и более длительная логистика.

В то же время мировые цены на нефть остаются высокими – выросли до 121 долл./барр. В результате ожидается стабилизация цен на горючее, однако на высоком уровне,
– говорится в макроэкономическом прогнозе НБУ.

Причины дефицита топлива в Украине: кратко

  • Из-за массовых прицельных ракетных ударов со стороны страны-агрессорки были разрушены нефтебазы и нефтеперерабатывающие заводы. К примеру, Кременчугский нефтеперерабатывающий завод.
  • Проблемы с логистикой. Следует заметить, что из-за блокирования захватчиками портов Украины государство не может импортировать нефть морским путем.
  • Соответственно, цена логистики выросла, поскольку топливо приходится везти через западные границы Украины.
  • Решение правительства отменить акциз, уменьшить НДС с 20% до 7%, а впоследствии и отменить госрегулирование цен, в известной степени стабилизировали ситуацию.

Может заинтересовать – прогноз Фурсы по курсу доллара и евро к концу лета: смотрите видео