Регуляторное поле в Украине сейчас "засорено": содержит кучу незаконных, неактуальных, недействующих актов – таких сегодня более 35%. Это усложняет работу бизнеса и отталкивает инвесторов.

Руководитель Офиса эффективного регулирования (BRDO) Алексей Гончарук, комментируя сайту "24" намерения правительства по задуманной "инвентаризации", сравнил государственный аппарат с компьютером: законы, нормы, документы – как файлы. И как в компьютере надо периодически запускать антивирус, чтобы система работала нормально, так же в государстве нужно периодически, раз в несколько лет, запускать такую системную очистку законодательного поля – во-первых, чтобы выбросить оттуда весь "мусор", во-вторых – чтобы то, что там останется, можно было измерить на предмет эффективности.

Беда Украины в том, что эффективность решений не измеряется. Например, вводят какое-то разрешение, экспертизу – все эти вещи влияют на бизнес, ограничивают его тем или иным образом. А сказать точно ли эффективным будет применение этих инструментов для достижения цели, достигли ли ожидаемых результатов, или что-то обеспечивает этот документ, – такой оценки, как правило, нет,
– отметил Гончарук.

В цивилизованных странах решение принимается следующим образом: определяется проблема, из возможных вариантов выбирается решения вопроса, которое наиболее качественно меняет показатели этой проблемы, после того, как решение внедрено – собирается информация о том, какие последствия от применения решения, и после анализа этой информации делается вывод о переосмысление проблемы. Этот цикл проблема-решение-сбор информации-тест-пересмотре решения, называется на самом деле циклом Деминга, и есть классическим для принятия решений в мире. Это позволяет странам во времени видеть эффективность решений, которые они принимают, и улучшать эту эффективность. И потребность в совершенствовании решений и механизмов возникает вследствие системного подхода.

В Украине же это происходит совершенно случайно.

Пришло в голову кому-то уменьшить количество лицензий – уменьшили. Будто бы давление на бизнес уменьшилось. А на самом деле иногда оно даже увеличивается, потому что если официальной процедуры не стало, часто чиновники на местах начинают придумывать свои схемы,
– пояснил эксперт.

Поэтому главная идея пересмотра нормативных актов, говорит Гончарук, – проанализировать в 5 важных секторах экономики (сельское хозяйство, строительство, энергетика, транспорт и инфраструктура и ИТ) качество принимаемых решений. И в результате этого какие-то документы удалить, где они не нужны, или спрогнозировать их ожидаемую эффективность и вернуться к оценке, например, через год. Тогда можно говорить о совершенствовании регулирования.

Кто будет проверять

Первый вице-премьер Степан Кубов поручил соответствующим министерствам организовать эту работу. Координировать ее будет Кубов и Министерство экономики. Итак, просмотр организовано на высшем уровне.

В министерствах до 16 августа будут созданы рабочие группы. Их задача следующая: определить поле, которое нужно почистить. Каждое министерство должно определить, что отвечает за, условно, 28 рынков, к которым применено 54 регуляторных инструменты. Это все регулируется, например, 400 документами.

И эти случаи применения регуляторных актов на рынки и нужно оценить. Идея в начале – понять, сколько у нас этого "добра", с чем нужно работать,
– отметил Гончарук.

Предварительный анализ

Специалисты Офиса эффективного регулирования (BRDO) провели предварительную системную оценку регуляторных актов. По их предварительным подсчетам – около трети нормативных документов должны быть удалены.

Но без привлечения министерств и бизнеса этот процесс анализа не имеет смысла, так как в данном случае ценностью есть и сам процесс, как таковой. Крайне важно его использовать для создания нового стандарта общения между бизнесом и государством, чтобы повысить уровень доверия между ними. Также важно не "сбиться" к оценке документов по формальным признакам, поскольку важно оценить не столько качество документов, сколько качество регуляторных решений,
– отметил Гончарук.

Например, если принимается решение о применении лицензирования определенного рынка, то оценивать нужно эффективность не документа, которым оно введено, а самого решения о применении инструмента. Тогда можно будет сделать вывод – правильно ли выбран и применен инструмент, вовремя ли его применили и к чему это все привело.

О финансах

Никаких дополнительных финансовых затрат из государственного кармана проверка нормативных актов не потребует, кроме того, что отдельным государственным служащим, наконец, придется начать заниматься тем, чем они и должны – формировать политику.

По моим оценкам отдельные чиновники, которые до сих пор переводили бумажки с одной стороны стола на другой, наконец вынуждены будут начать работать головой. Это единственная расход, которую государство должно дополнительно понести,
– отметил Гончарук.

Временные границы

По оценкам специалистов Офиса эффективного регулирования, для проведения анализа нормативной базы государства достаточно будет года.

Но посмотрим. Можно же за год выполнить "пятилетку", но останется вопрос качества. Впервые в Украине будет проводиться такой масштабный анализ. И эта оценка должна пройти не для "галочки" напротив каждого нормативного акта, а для переустановки правил ведения бизнеса на множестве рынках. Это важно, потому что за этими решениями будут стоять живые люди, реальный бизнес, а это и есть экономика,
– объяснил Гончарук.

По словам эксперта, промежуточные результаты запланированной проверки будут известны уже через несколько месяцев, так как для разных рынков она завершится в разное время. Итак, уже скоро сможем о них узнать.