Николай Кмить — предприниматель, который создал одного из лидеров рынка минеральной воды Украины — ТМ "Моршинская". Сейчас активно инвестирует в предприятия солнечной и ветровой энергетики на Западной Украине.

В разное время был разный Николай Кмить. И сейчас это уже такой опытный в возрасте с полвека мужчина, который за плечами имеет корпоративный, большой, средний, малый бизнес, опыт государственного управления, различные творческие процессы, как художника, социальные программы. Человек, который где-то может больше отдает, чем ожидает. Мне, возможно, приятнее сейчас помогать, чем искать какой-то помощи или подсказок. Пожалуй свободный человек в первую очередь.

С чего все началось. Выбор профессии. Армия

Выбор профессии — это, наверное, родители вложили. Я в 8 классе сказал, что я иду учиться на электросварщика во Львов в ПТУ. При том, что я участник олимпиад. То отец сказал, "ты знаешь, каждая профессия почетная, иди". Но я подумал несколько дней и не пошел. Затем я закончил военное училище. Но когда попал во Львовскую политехнику, то меня очаровал главный корпус. Первый курс, армия, Афганистан. Некуда было деваться. Правда в Афганистан нас не пустили. Там я познакомился со своим партнером, другом Всеволодом.

Почему выбрал собственный бизнес

Я уже видел что надо бизнес делать. Но меня взяли молодым специалистом на "Ватру" в Тернополь, где я имел возможность получить однокомнатную квартиру. Очень интересная работа. Меня всегда манили точные науки, конструкторское бюро было очень мощным. Там настолько умные люди работали и работают, что я до сих пор думаю, вот каков потенциал этого государства.

У меня была идея, если я соберу 5-8-10 как я, умных, талантливых, быстрых людей из разных сфер, то мы сделаем большую фирму очень быстро. У нас было 4 направления. Мы хотели делать макаронную индустрию, воду или молочную продукцию.

Есть вещи, без которых ничего не будет. Среди них — работать 20 часов в день в частном бизнесе. Но главный принцип, почему я пошел в частный бизнес, кроме денег, — это свобода. В частном бизнесе больше работаешь, встаешь раньше, уходишь позже, и выходных нету. Но это все равно свобода. Надо постоянно шаги в бизнесе делать, если ты хочешь постоянно расти. Те шаги, которые другие не делают. Задача предпринимателя в его голове — постоянно туда быть нацеленным и искать. Все остальное сделают бухгалтера, финансисты, производственники. Если ты это не найдешь удачного идеи, ничего не получится.

Бизнес на минеральной воде

Наступило время в жизни, когда очень хотелось производства. И среди тех проектов, которые мы начали, были макаронный бизнес, водный и масляный. Меньше всего ресурсов, с точки зрения инвестирования, так как было ограничение в деньгах, требовала вода. Потому что за нее не надо платить сразу как за подсолнечник или там за муку. Мы заняли 30 тысяч долларов на первое оборудование. Неудачно было сначала. Что-то производилось, не очень продавалось. Не знали, не верили. И мы с Всеволодом сказали "Ок, Всеволод производством занимается, я — продажами". Время от времени менялись даже для этого. И пошли первые успехи. Это Мариуполь начал у нас массово покупать воду, там была проблема. В негазированной воде мы заняли нишу "голубого океана".

Впоследствии мы открыли за год 28 филиалов по всей стране. Под это взяли 3 миллиона долларов кредита.

Если ты будешь потреблять эту воду, то ее можно делать. Если ты ее сам не пьешь, хочешь продать кому-то — ничего с тобой не будет. Товар должен быть доступен людям, той целевой категории, которую ты выбрал.

"Моршинская" в стекле

На определенном этапе мы решили стратегически, что "Моршинская" — это элитная качественная вода, которая должна иметь представление в стекле. Потребительский рынок показал, что это продажи от 5 тысяч единиц в месяц. Сейчас это более миллиона бутылок в месяц. И продается 40 миллионов в пластиковой в месяц.

Читайте также: Как украинскому юристу удалось стать крупнейшим в мире производителем охлаждающей техники

Деньги в персонал

60 тысяч долларов мы потратили на обучение, умение работать с персоналом. Как сейчас показало, это был большой скачок. Мы очень много сделали кадровых правильных решений. Потому что история "Моршинской" идет так, что это кадровые правильные решения. Это мощные, умные люди, огромный коллектив, это не один человек.

Конкуренция и слияние с Боржоми

Когда Боржоми зашло в Украину, то купило Миргородский завод, и мы по сути были конкурентами. И мы вели долго переговоры, мы понимали, что это может быть интересно. Было только одно наше желание, что мы не хотим продавать бизнес, было очень много предложений. Мы были готовы объединиться, но не продаваться.

Это объединение лично мне дало очень много. Мы получили очень мощного партнера, финансово грамотного. И мы так где-то на полгода параллельно оставили две компании. Я руководил двумя компаниями. За это время мы все же выбрали в эту структуру лучших людей, на справедливом конкурсе предложили заполнить вакансии, и вышел еще один бизнес. Он теперь называется IDS Aqua Service Alaska.

Деньги в бизнесе

Деньги — не главная проблема бизнеса, так как большая проблема, с точки зрения уже моего опыта, — не заработать деньги, а сохранить и приумножить. Поэтому денег всегда больше, чем людей, которые умеют их приумножить. А еще меньше умеющих сделать стартап. И этим людям надо идти и делать свой бизнес. Чем раньше, тем лучше.

Советы украинским бизнесменам

Самое ценное у нас, кроме черноземов, это высокий потенциал людей — интеллектуальность. Много умных молодых и немолодых людей. Желайте великого. Это очень важно. Масштабно мыслить. Не забывать о семье. Счастливый человек — это не только тот, кто заработал 100 долларов. За это время можно все потерять. Детей не воспитать и потом с заработанными мешками ты глубоко несчастлив.

Больше — смотрите в программе.