Для начала — немного официальной информации. Согласно солидарной пенсионной системе, которая сейчас существует в Украине, в "общую казну" Пенсионного фонда собирают все пенсионные отчисления, которые затем распределяются между пенсионерами. Сегодня один работающий украинец оплачивает пенсию для одного пенсионера. Такая ситуация является безвыходной с учетом того, что эти взносы в полном объеме уже не перекрывают текущие потребности.

Пенсионный фонд тратит 250 млрд грн, при том, что его собственные доходы составляют 170 млрд грн. Остальные — перекрываются из государственного бюджета. С учетом того, что население Украины имеет неутешительную тенденцию к старению, ситуация с пенсионными выплатами при существующей системе будет становиться все хуже. Ко всему этому добавляется также тот факт, что справедливость распределения средств из Пенсионного фонда контролировать практически невозможно — минимальная пенсия в Украине составляет 949 грн, чего не хватает даже на выживание. При этом некоторые бывшие государственные чиновники получают десятки тысяч гривен в месяц.

Следовательно, предложенный Министерством социальной политики пакет законопроектов относительно коренного изменения принципов функционирования системы пенсионного обеспечения является необходимым. Хотя, как утверждают эксперты, им не помешало бы существенное усовершенствование, которое бы устранило имеющиеся риски в документах. Но начнем разбирать ситуацию по этапам.

Что предлагают изменить

Основная задача пенсионной реформы — ввести трехкомпонентную накопительную систему. То есть, в существующую солидарную систему будут добавлены еще два уровня — специальные персонализированные счета и добровольные взносы.

Как объяснила сайту "24" генеральный директор Украинской федерации страхования, эксперт "Реанимационного пакета реформ" Галина Третьякова, на персонализированные счета украинцы будут перечислять определенный процент с заработка.

С 1 января 2017 года люди моложе 35 лет, в обязательном порядке будут накапливать 2% от фонда заработной платы (до 2022 года количество отчислений увеличится до 7%, ежегодно возрастая на один процент, — "24"). Что касается людей в возрасте 35-55 лет — им предлагается добровольно определиться, будут ли они получать только выплаты солидарного уровня, или 2% от своего единого взноса они будут отчислять на накопительный уровень,
— пояснила она.

Также предлагается введение профессиональной пенсионной системы в рамках накопительной системы. Представители профессий, которые выходят на пенсию раньше, будут включены в накопительную систему, но за них будет доплачивать будет государство.

Параллельно с этим правительство будет пытаться привести в порядок работу солидарной составляющей: ликвидировать перекосы при распределении "пенсионных" денег и сделать хоть что-то для того, чтобы Пенсионный фонд перестал трещать по всем существующим швам. Для этого были приняты решения об отмене специальных пенсий и ограничении пенсионных выплат для работающих пенсионеров.

С 1 января 2016 года планируется полностью отменить систему специальных пенсий для чиновников разных уровней, народных депутатов, прокуроров, судей, и ввести единую формулу начисления пенсий в солидарной системе для всех.

Согласно мартовским решениям парламента, все пенсионеры, которые работают (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны, участников боевых действий, участников АТО, членов семей военнослужащих) и получают пенсии, превышающие полтора прожиточных минимума для лиц, утративших трудоспособность (1423,5 грн), будут получать 85% пенсии. При этом пенсионные выплаты не могут быть меньше 1423,5 грн. То есть, если пенсия была больше 1 423 гривен, а после уменьшения до 85% стала меньше 1 423 гривен в месяц, то человек все равно будет получать фиксировано не меньше 1423 грн. Если пенсионеры уволятся с работы — будут получать пенсию в полном объеме. Эта норма не является постоянной, она будет действовать до 1 января 2016 года.

Прокуроры, судьи и народные депутаты, которые являются работающими пенсионерами, вообще не будут получать пенсии до увольнения со своего поста. Если они уволятся, их пенсии будут выплачиваться в полном объеме — до 10 минимальных зарплат. Пенсионеры- "ученые", которые работают на спецдолжности, смогут получать 85% начисленной им пенсии. Эти перемены будут касаться 11 тысяч пенсионеров, получающих спецпенсии.

Также предполагается, что постепенно будет увеличиваться возраст и стаж, которые нужны женщинам для получения льготных пенсий. Речь идет о работницах на особо вредных производствах, для которых льготный пенсионный возраст увеличится до 50 лет, а для женщин, работающих на предприятиях черной металлургии, производстве коксопродуктов и на производстве взрывчатых веществ, льготный пенсионный возраст увеличится до 55 лет. Собственно, эти же пункты будут касаться также мужчин, которые работают по так называемому Списку №1 (работники металлургии; шахтеры; работники химического производства; литейщики и т.д.) и Списку №2 (работники черной металлургии, производств коксопродуктов и люди, занятые на производстве взрывчатых веществ) .

На сегодня право на пенсию по выслуге лет имеют работники образования и социального обеспечения, здравоохранения при наличии стажа работы на указанных должностях от 25 до 30 лет. Предусматривается поэтапное повышение на 5 лет их страхового стажа — до 30 лет. Весь процесс увеличения планируют растянуть на 10 лет. Правила начисления пенсий за выслугу лет работникам со специальным стажем остаются неизменными.

Нужно определить, кто реально бедный и нуждается в помощи, а кто несправедливо получает чрезмерные суммы

Правда, как отметила Третьякова, для оптимизации солидарной составляющей Украине крайне необходима еще одна составляющая — инвентаризация пенсионеров. "Нужно определить, кто реально бедный и нуждается в помощи, а кто несправедливо получает чрезмерные суммы. Только после этого должно начинаться финансирование людей, которые не имеют возможности получать на склоне своей жизни какие-то доходы. Это делается из госбюджета, за это мы платим налоги — чтобы они распределялись на тех, кто не может сам себя содержать. Но таких должно быть не 50% населения. не 60% и не 80%, как сегодня. Не может 20% населения кормить всех остальных", — сказала она.

Что даст пенсионная реформа украинцам

Представим, мальчика Василия, который родился в 1992 году в семье учителей-медиков. На примере Васи и его семьи мы и попробуем разобраться, каким образом пенсионная реформа повлияет на жизнь украинцев.

Для бабушки и дедушки Васи, которые уже сейчас являются пенсионерами, не изменится ничего. Определение размера их пенсионных выплат как осуществлялось в ручном режиме в декабре, так и будет осуществляться в дальнейшем. Для родителей Василия, которые выйдут на пенсию, условно, в 2022 году, введение пенсионной реформы будет означать, что они будут получать пенсию, во-первых, по солидарной составляющей, которая будет начисляться государством из Пенсионного фонда. Во-вторых, по накопительной, если они будут иметь возможность и желание в течение 5 лет отчислять в накопительный фонд определенные проценты от своей зарплаты.

Наиболее обеспеченную старость пенсионная реформа гарантирует самому Васе. В 2017 году ему исполнится 25 лет. Предположим, что он устроится на работу, где будет получать среднюю по Украине зарплату в 5 тысяч гривен, которая ежегодно будет расти на 500 грн. В 2017 году он начнет отчислять на накопительный счет 2% от зарплаты, ежегодно увеличивая выплаты на один процент, пока в 2022 году размер отчислений не увеличится до 7%. С этого момента и в течение последующих 30 лет трудового стажа 7% от заработанного стабильно будут ложиться на его накопительный счет. Если после выхода на пенсию Василий проживет еще 13 лет, то ежемесячно он будет получать около 2 500 гривен только по накопительной составляющей. Если он, не дай Бог, умрет раньше, чем успеет воспользоваться деньгами с накопительного счета — средства унаследуют его родственники.

Если добавить к этой накопленной сумме еще пенсию от государства и фондов, то есть шанс, что старость у Василия будет приближена к безоблачной.

Но здесь нужно вспомнить, что наш герой воображаемый и он существует практически в идеальных условиях: накопительная система начинает работать точно в 2017 году, накопительные фонды начинают свою работу без "проседаний", Вася работает за "белую" зарплату, которую стабильно повышают, инфляцию государство контролирует и гривна является стабильной валютой.

Риски пенсионной реформы

Вот тут мы переходим к еще одной интересной теме. Несмотря на свою необходимость, предложенная правительством реформа содержит ряд скрытых рисков.

Накопительная система будет эффективной и оправданной лишь при условии стабильной национальной валюты. В противном случае — вклады граждан могут неожиданно обесцениться. Говорить о прочности гривны пока трудно, однако остается надежда, что к моменту запуска системы государство сможет взять инфляцию под контроль, нормализовать рост цен и уменьшить номинальные процентные ставки.

Эксперт по вопросам социальной политики Института общественных исследований Марианна Онуфрик в комментарии "Украинской правде" также отметила, что предложенный правительством вариант, при котором в накопительной системе обязательно участвуют исключительно лица, не достигшие 25 лет — не целесообразен.

"Условия участия в накопительной системе пенсионного страхования должны быть одинаковыми для всех возрастных категорий. Более того, нормы об ограничении срока подачи заявления для участия в ней являются дискриминационными и ущемляющими права соответствующей категории лиц. В свою очередь, именно одновременное введение для всех возрастных категорий участия в накопительной системе позволит снизить нагрузку на государственный бюджет", — отметила эксперт.

Галина Третьякова говорит, что еще один значительный риск содержит положения относительно Накопительного пенсионного фонда, который чиновники предлагают сделать государственным учреждением. По ее словам, такой расклад будет постоянно провоцировать государство позаимствовать средства из контролируемого им же фонда. То есть, гарантии того, что каждый украинец перечисляет средства не в "общий котел", из которого государство перераспределяет их по собственному желанию, а на свою собственную старость, не будет.

Существует также ряд экспертов, которые имеют опасения относительно эффективности работы частных накопительных фондов. Так, старший экономист Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи в комментарии DW предостерегла, что перед тем, как запускать пенсионную реформу, правительство должно позаботиться о реформировании финансового сектора страны. По ее словам, накопительная система требует определенных предпосылок на финансовом рынке. Это и эффективная деятельность инвестиционных компаний и компаний по управлению активами и банков, которые непосредственно будут заниматься управлением средств, которые пенсионеры будут платить в накопительный фонд или негосударственные пенсионные фонды.

Но пока вариант с переводом накопительной составляющей в частный сектор выглядит наиболее оптимальным. К моменту запуска новой пенсионной системы в Украине должна завершиться процедура очистки банковской системы от "грязных" банков. Кроме того, как отметила Онуфрик, сегодня в Украине уже осуществляется частным сектором деятельность по администрированию негосударственного пенсионного фонда, создана система государственного контроля за такой ​​деятельностью.

Между тем коррупционные риски в государственном секторе до сих пор находятся на высоком уровне. При таких условиях создание Накопительного пенсионного фонда является неоправданным,
— подытожила она.