Де-факто к применению режима инфляционного таргетирования Национальный банк перешел в начале 2016 года. До этого длилась подготовительная работа по созданию всех критически необходимых предпосылок для его введения. На первом этапе (до 2015 года) были созданы технические предпосылки, в частности, построены макроэкономические модели, разработан квартальный прогнозный цикл. На втором этапе (в первой половине 2015 года) были созданы институциональные предпосылки, в том числе обеспечена независимость Национального банка в использовании инструментов для достижения своей цели, устранено фискальное доминирование, изменен процесс принятия решений по монетарной политике. Со второй половины 2015 года продолжался третий этап – внедрение всех ключевых элементов инфляционного таргетирования.

Читайте также: Инфляция: как она влияет на нашу жизнь и что необходимо знать каждому

И сейчас НБУ действует в русле внешней политики МВФ, других американских и европейских структур, а также международных финансовых учреждений, отметила в комментарии 24 канала член правления Международного союза "Институт национальной политики" Марина Багрова: провозглашенная НБУ политика инфляционного таргетирования является приближением к европейским стандартам и частью евроинтеграционной политики. Международные партнеры поддерживают эту политику, поскольку они считают ее проведение наиболее целесообразным для сложившейся в Украине социально-экономической ситуации.

Что такое инфляционное таргетирование:
Монетарный режим, предусматривающий ответственность центрального банка за соблюдение провозглашенного значения официального показателя инфляции в течение определенного периода времени. Нацбанк публично объявляет количественные цели по инфляции и обязуется достигать этих целей в течение среднесрочного периода. Решение по денежно-кредитной политике принимаются с учетом прогноза инфляции. Основным монетарным инструментом и операционным ориентиром при таком монетарном режиме является процентная ставка. Если прогнозируемая инфляция находится выше целевого уровня, то для ее сдерживания проводится политика "дорогих денег", то есть процентная ставка повышается. И наоборот – при более низком прогнозируемом показателе инфляции по сравнению с целевым уровнем проводится политика "дешевых денег", когда процентная ставка снижается.

Для чего контролировать инфляцию?

Эксперт European Analytical Centre Вадим Бардась в комментарии 24 каналу также согласился, что инфляционное таргетирование является наиболее современной стратегией монетарной политики, которая эффективно зарекомендовала себя во многих развитых, а также развивающихся странах.

Переход к этой политики был одним из требований МВФ с целью уменьшения уровня инфляции в Украине и формирования основ для долгосрочного роста национальной экономики. А это означает также и возможность страны погасить полученные ранее от международных финансовых организаций валютные кредиты,
– уточнил Бардась.

Политика инфляционного таргетирования позволяет действующему правительству избежать резких валютных колебаний и шоков, поскольку в таких условиях формируется плавающее курсообразование. В результате, макроэкономическая среда становится более детерминированной и инвестиционно привлекательной. После запуска режима инфляционного таргетирования стоимость финансовых ресурсов в Украине определяется исходя из размера учетной ставки Нацбанка, что является обычной ситуацией в Европейском Союзе. Кроме того, начал функционировать и монетарный комитет, который принимает решение об изменении этой ставки, как это происходит на Западе.

Международный рассвет инфляционного таргетирования

Юрист практики ИТ-права Адвокатского объединения "Бачинский и партнеры" Оксана Данкевич в комментарии 24 каналу отметила, что первыми политику инфляционного таргетирования (ИТ) использовали центробанки Германии и Швейцарии в конце 1970-х, когда создана после Второй мировой войны международная валютная система подверглась коллапсу. Их успех заставил другие страны присмотреться к новому методу. В начале 1990-х Новая Зеландия, Канада, Англия, Швеция и Австралия тоже ввели политику ИТ. Следующими были страны с рыночными экономиками, которые только формируются: Бразилия, Чили, Чехия, Венгрия, Израиль, Корея, Мексика, Польша, Филиппины, Южная Африка и Таиланд.

Макроэкономические показатели стран после принятия политики ИТ существенно улучшились по многим аспектам: показатели роста инфляции и производства стали более стабильными; снизилась чувствительность к внешним шокам; инфляционные ожидания стали прозрачными. Вывод однозначен: страны с развивающейся экономикой, которые выбрали ИТ, только выиграли в итоге. Ни одна из этих стран с тех пор не меняла политику монетарного режима – это тоже показатель, заслуживающий внимания,
– уточнила эксперт.

Благодаря ИТ центробанк готовит потребителей: цены будут продолжать расти, но в определенных пределах. Это система, которая сама поддерживает свое равновесие. Когда люди ждут низкой инфляции, они не требуют высокой заработной платы; когда фирмы ожидают низкой инфляции, они больше готовы к росту цен. При этом все участники рынка не откладывают покупку товаров на потом: инфляция таки будет.

Инфляционное таргетирование – не для "слабаков"?

В украинской экономике есть целый ряд показателей, которые могут стать препятствием успешному внедрению ИТ: неразвитый финансовый рынок, существенная долларизация, зависимость от международных потоков капитала. Но в Нацбанке уверяют, что активно работают над развитием рынка государственных ценных бумаг и рынка деривативов, либерализацией валютного регулирования, а также над перезагрузкой банковского сектора. Благодаря этому Национальный банк сможет лучше влиять на инфляционные процессы в стране.

Однако для более эффективного функционирования политики инфляционного таргетирования Украине нужна высоко диверсифицированная и конкурентоспособная экономика на международном уровне, что расширит возможности для НБУ в содержании ценовой стабильности, убежден Вадим Бардась.

Уже сегодня очевидно, что несмотря на высокую учетную ставку, цены на продукты питания, коммунальные услуги и одежду растут быстрее, чем официальный уровень инфляции в Украине. В то же время, при текущей структуре экономики дальнейшее ужесточение политики инфляционного таргетирования угрожает экономическому росту страны в 2019-2020 годах из-за недостаточности гривневого оборота для обслуживания потребностей субъектов хозяйствования,
– пояснил он.

Ранее МВФ рекомендовал ИТ только для развитых стран и его объяснения звучали как "это то, что могут делать только профессионалы – не пытайтесь воспроизвести дома", но сейчас акценты изменились, заметила Оксана Данкевич. МВФ настаивает: страны с развивающейся экономикой однозначно выигрывают от внедрения ИТ. А вместе с ними и мировая экономика: нестабильность на одном из рынков в условиях глобализации неизбежно влечет колебания на других. Евросообщество выбрало ИТ как монетарный режим. И на своем евроинтеграционном пути Украина должна гармонизировать финансовую систему. И поэтому МВФ настоятельно рекомендует Украине ИТ – при условии взвешенного и комплексного подхода.

Читайте также: Прыжки доллара и евро: почему не стоит паниковать из-за курса валют