Государственное регулирование цен в нынешнем его виде неэффективное и с этим нужно что-то делать. Но проблем там накопилось столько, что придумать быстрый единственный инструмент их решения – просто невозможно. И в экспертной среде, и в правительстве есть понимание, что "разгребать" эти авгиевы стайни надо постепенно.

Первым таким шагом стало постановление Кабинета Министров Украины "О реализации пилотного проекта по ценообразованию на товары и услуги в сфере производства и реализации продовольственных товаров", которая вступит в силу уже 1 октября. Согласно ней, уже через неделю украинские фермеры, производители продуктов питания, а также торговые сети освобождаются от обязательной декларации (фактически – разрешения) на изменение и принудительное ограничение наценки.

Ценообразование и регуляция

Проблем с регулированием ценообразования у нас даже несколько – пояснил в комментарии сайту "24" эксперт сектора сельского хозяйства Офиса эффективного регулирования (BRDO) Богдан Андрющенко, который совместно с коллегами проводил анализ регуляторного влияния и М-тест к вышеупомянутому постановлению.

Первая база для ценового регулирования – достаточно древнее изобретение. Нынешнее законодательство Украины в этом вопросе получило нормы "по наследству" и существенных изменений не испытывало чуть ли не с 20-х годов прошлого века.

Вторая: в системе государственного управления существует огромный аппарат, который призван это управление осуществлять. Но он недееспособен: уже два года как находится в стадии ликвидации специальный орган, который контролировал ценообразование, – государственная ценовая инспекция.

Третья проблема – с всего арсенала инструментов для регулирования ценообразования, существующих в мире, у нас привыкли использовать прямые и грубые – фиксирование цен, ограничения рентабельности производителя, установления торговой надбавки и т. д. Они действенны для плановой экономики, а для тонких настроек рыночной экономики они малопригодны.

Сомнения в эффективности существующего прямого ценового регулирования в частности подтверждает и тот факт, что несмотря на его применение и цены на продукты, подпадающих под государственное регулирование, и цены на нерегулируемые продукты растут примерно одинаково, и этот рост коррелирует с общим индексом потребительских цен.

В качестве примера можно привести цену на хлеб, один из самых зарегулированных товаров. За последние годы ежегодная динамика цен на хлеб соответствует общей инфляции с отклонением на уровне около 2%.

2013

2014

2015

2016

(І півріччя)

Хліб, % зростання ціни

2,4

26,4

45,7

13

Індекс споживчи хцін , % по Україні (всі групи товарів)

0,5

24,9

43,3

16,5

Более того – предприниматели, которым таким образом "регулируют" цены и, соответственно, их доходы, научились обходить эти корявые требования. А значит – неэффективное регулирование вредит, в первую очередь тем, кто хочет работать легально, загоняя бизнес "в тень".

Как сделать контроль над ценообразованием эффективным

Чтобы этого достичь – нужно понимать, какие именно инструменты в системе регулирования ценообразования не работают, какие – работают и полезны, а какие – наоборот, мешают.

Но для принятия соответствующих решений не хватает информации.

Именно для этого правительство и вводит пилотный проект. Главная идея этого пилота заключается в том, чтобы на определенный срок приостановить действие отдельных инструментов ценового регулирования и посмотреть, что произойдет, и какие последствия будут. На основе полученных данных будет принято соответствующее решение,
– говорит Богдан Анрющенко.

Какие инструменты временно отменят

1. Декларирование отпускной цены.

Если производитель стремится месяц изменить ее больше, чем на 1%, он вынужден подавать комплект документов об этом и доказать, что это нужно.

Сейчас возможность работать у этого инструмента очень ограничена. Он базируется на выводах государственной ценовой инспекции, которая уже два года в стадии ликвидации. Поэтому субъект, который захочет выполнить это требование – не сможет этого сделать,
– пояснил Андрющенко.

2. Ограничение торговой надбавки.

По ряду продуктов у нас действует норма, торговая сеть не может выставлять торговую надбавку выше 15%. Для предпринимателей это ущерб, считает Андрющенко. Стандартная торговая надбавка, чтобы содержать помещение, платить зарплаты и т.д., составляет плюс-минус 25%. А государство говорит – нет, 15. Какие действия предприятия? Он находит, как это обойти. И способов очень много – от манипуляций к перекладыванию ответственности.

Например, есть информация, что субъекты, которые хотят поставлять в определенные сети свою продукцию, вынуждены платить разницу между установленной торговой надбавкой и той, которая необходима этому заведению. Формально все красиво. Но по сути – нет,
– пояснил эксперт.

3. Установление рентабельности.

Если раньше все было государственное и государственным предприятиям Госплан определял, что они должны сделать, в каком количестве и кому отдать, то логично было устанавливать и определенные нормативы как ориентир. Сейчас, когда субъект предпринимательства самостоятельно определяет, что производить и сколько – смысла в таком требовании значительно меньше, Отметил Андрющенко.

Эффект от ограничения ценовой регуляции

Главная задача вышеописанного пилотного проекта правительства – получить информацию о том, какие последствия будет иметь приостановление действия этих отдельных требований по регулированию. Эксперты отмечают – поскольку это именно пилотный проект, он ограничен во времени. Но это вовсе не значит, что цены вырастут до заоблачных высот. Может случиться и наоборот – при отсутствии ненужного регулирования бизнес сможет уравновесить цены на отдельные виды товаров.

Следствием этого, в некотором смысле, эксперимента должно стать определение ценорегулирующих норм, которые не работают и мешают развитию бизнеса в Украине.

Кто и как будет контролировать процесс

Иерархия процесса следующая: решение о внедрении пилотного проекта принял Кабмин. Но оно является достаточным для действующего законодательства страны. Выполнять решения правительства будут органы местной власти, Которые принимали свои нормативные акты – распоряжение, и действие которых необходимо приостановить.

Поэтому эксперты отмечают: запуску самого проекта должно предшествовать достаточно большая подготовительная работа. Для того, чтобы иметь возможность получить результаты (и информацию, соответственно), нужно Получить адекватный срез современного уровня цен, точку отсчета, и разработать методологию процесса мониторинга. Заняться этим придется областным администрациям и управлением статистики, под руководством Минэкономики. Далее будет происходить отслеживание и анализ информации, которую будут получать в ходе действия пилотного проекта. На основе этого анализа станет ясно – какие именно нормы ценового регулирования не действуют или действуют неэффективно. И уже потом правительство будет Принимать управленческое решение – что делать с государственным ценорегулированием: отменять, изменять или разрабатывать и принимать другой закон.

Риски и перспективы

Есть риск, заметил эксперт, популисты, которые годами этой темой удачно спекулировали и использовали ее как главный инструмент предвыборных манипуляций, начнут снова создавать напряжение, манипулируя темой возможного повышения цен. Но стоит заметить, что на цены влияют множество факторов, и, прежде всего, это рынок и потребители. Поэтому это явление вряд ли будет носить системный характер.

Положительный момент – производителю при отсутствии ненужного регулирования не надо будет обманывать своего потребителя: прибегать к разного рода манипуляций типа "акция!", Уменьшать вес товара, использовать менее качественное сырье и т.д.,
– пояснил Андрющенко.

Таким образом, пилотный проект по ценообразованию имеет целью определить, в каких вопросах государственной цене регулирования мешает развитию бизнеса и как его изменить, чтобы оно было эффективным инструментом для защиты интересов потребителей и не мешало развитию предпринимательства.

По словам Богдана Андрющенко, это уже десятая похожая попытка. Но сейчас выглядит так, что шансы того, что пилотный проект сработает и начнется движение по направлению к эффективному регулированию – достаточно высоки.