В 2016 году украинцы приобрели на маркетплейсах группы компаний EVO (Prom.ua, Bigl.ua, Crafta.ua, Kabanchik.ua, Goodini.ua) на 73% больше товаров, чем в прошлом году – на сумму 8,5 миллиарда гривен, при этом количество заказов за год выросло на 61%. В то же время средний чек увеличился незначительно – на 7% и сейчас составляет 885 гривен, рассказал директор по развитию группы компаний EVO Денис Горовой.

Самые популярные товары

Чаще всего в 2016 году украинцы покупали на маркетплейсах обувь, одежду, аксессуары, мобильные телефоны, технику и электронику, товары для дома и сада. Эти категории были драйверами развития электронной коммерции в течение последних лет.

Но что интересно: темпы роста большинства из них уже медленнее темпов роста маркетплейсов. Однако, по данным Prom.ua, скорее растут такие категории как продукты питания/напитки, инструменты, товары для хобби (в основном рукоделие), книги, товары для красоты (в основном косметика) и здоровье,
– уточнил Горовой.

Это означает, что вскоре существенно возрастет спрос именно на товары в этих категориях и они станут будущими драйверами e-commerce.

Интернет-торговцев стало больше

В 2016 году увеличилось количество предпринимателей, которые начали продавать в интернете. Только на площадку Prom.ua за этот год пришло 111 тысяч новичков. И количество тех, кто продолжает заниматься электронной коммерцией более трех лет, также продолжает расти – сегодня этот показатель на 45 тысяч больше, чем в 2015-м. Итак, к счастью, украинские представители малого и среднего бизнеса не теряют энтузиазма по ведению дел в Украине.

Безопасность – на первом месте

Безопасные покупки в сети – потребность № 1 украинских покупателей. Это доказал онлайн-маркет проверенных продавцов Bigl.ua, который запустился только в феврале и уже имеет ежемесячно 4,7 миллионов посетителей.

Что интересно, каждый второй проданный товар в категории одежды и обуви – отечественного производителя,
– отметил Горовой.

Средний чек покупок украинской продукции оказался на 27% меньше, чем на импортные товары. В феврале-декабря 2016 года он составлял 344 грн.

Хендмейд прибыльный

За неполных 9 месяцев на самой хенд-мейд платформе Украины Crafta.ua мастера со всей Украины продали более 38 тысяч изделий ручной работы, а коллекционеры выставили на продажу почти 1,5 миллионов лотов. Всего в 2016 году Украинцы купили товаров на сумму почти 7 миллионов грн, что свидетельствует о любви к уникальным вещам.

Работа через интернет

Доверие к исполнителям работ, которые клиенты находят в интернете, возросло. Об этом свидетельствует онлайн-сервис заказа услуг "Кабанчик". Только в 2016 году украинцы выполнили заказов на 26 млн гривен, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. На столько же увеличилось количество заказов – до 160 тысяч.

Всего на "кабанчик" зарегистрировано более 320 тысяч украинцев. Больше всего работы у следующих категорий: строительство, домашний мастер, курьерские услуги и фриланс. Сервис расширил свою географию и теперь работает в 71 городе Украины. Средний чек за одно задание составляет – 720 грн, а самое дорогое стоило 50 тысяч гривен.

Онлайн-закупки: норма, а не новинка

Электронные закупки в системе ProZorro этого года стали обязательными для всех госзаказчиков. Благодаря системе ProZorro бизнес в этом году заработал почти 60 миллиардов гривен, а бюджет получил более 8 миллиардов. Zakupki.Prom.ua сделали весомый вклад в эти результаты, поскольку 33% госзаказчиков работают у нас и каждый третий тендер объявляется на Zakupki.Prom.ua.

В 2016-м нам удалось запустить два новых проекта: ProZorro.Продажи – система для продажи госимущества, и RIALTO – для коммерческих закупок. И в обоих этих системах за первый месяц работы мы установили рекорды, в частности, по количеству участников торгов и по максимальному росту цены лота в ProZorro.Продажи, и максимальной экономии – в RIALTO,
– уточнил Горовой.

Главные тренды на 2017-й

По экспертным оценкам, доля электронной торговли Украины сегодня составляет около 3% всего ритейла. В свою очередь, в большинстве развитых стран мира этот показатель достигает 10-15%. Поэтому потенциал для роста – колоссальный.

Купить любые товары сегодня можно на одном сайте (Amazon, E-bay, Prom). Отель в любом уголке мира можно забронировать на одном сайте (Booking.com, AirBnB). Заказать такси можно в одном приложении (Uber). Все государственные закупки Украины – это система Prozorro, коммерческие – Rialto. И эта тенденция только усилится,
– отметил генеральный директор группы компаний EVO Николай Палиенко.

При этом онлайн-маркеты растут быстрее рынка. Темпы развития торговли в интернете ежегодно растут на 30-40%, а маркетплейсы растут в 19 раз быстрее, чем интернет-магазины.

К примеру, по сравнению с 2014 годом, трафик магазинов в 2016-м вырос всего на 4%, в то время как маркетплейсы добавили 78%. Из этого следует, что новые покупатели все чаще делают выбор в пользу маркетплейсов. Доски объявлений, кстати, также растут достаточно уверенно – на 64% с 2014 года,
– уточнил Палиенко.

Еще одна тенденция: сегодня в Украине 37% посетителей "заходят" на Prom.ua с мобильных телефонов, а 25% уже привычно покупают с помощью мобильного. Это при том, что в развитых странах мобильный трафик уже обгоняет десктопный. По прогнозам Zenith Media, доля глобального мобильного интернет-трафика в 2017 году составит 75%.

Наибольшие потребности рынка e-commerce Украины, по итогам проведенного специалистами анализа, – надежные системы платежей и дешевая доставка. Украина пока не достигла должного уровня конкуренции между поставщиками логистических услуг. Как правило, объясняет Палиенко, качественные услуги дорогие, а некачественные порождают недоверие. Нам нужно три-четыре сильных операторы, в конкуренции между которыми сформируется рынок перевозок с высоким уровнем обслуживания и приемлемыми ценами.