Представляя государственный бюджет на 2015 год, премьер-министр Украины Арсений Яценюк отметил, что он будет жестким, поскольку перед экономикой Украины стоит задача "выжить", чтобы сформировать базу для дальнейшего роста и стабильности уже в 2016 году. Он пообещал как можно быстрее внести кардинальные изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы.

Кардинальных изменений до сих пор нет, бюджета на 2016 год пока тоже нет. Сейчас можем сказать, что бюджетная и налоговая реформы активно пробуксовывают.

Порошенко не озвучивал другого подхода к налогообложению, и не задекларировал необходимость новой налоговой системы. Поэтому в новом году налоговой реформы, скорее всего, не будет. Максимум, что успеют депутаты до конца года — это проголосовать изменения по ставкам и, возможно, небольшие изменения, которые исправят проблемные вопросы в действующем Кодексе. Однако, обо всем поэтапно.

Вопрос бюджета

Бюджетной реформы в Украине пока не произошло. Основную смету государства в этом году формируют по тем же принципам и с теми же проблемами, которые были раньше.

По закону, Министерство финансов должно было до 15 сентября подать в Верховную Раду проект бюджета на следующий год. Формально министерство в этот срок уложилось — 14 сентября основные показатели госбюджета были внесены на рассмотрение парламента. Но в тот же день они были отозваны на доработку. Объяснили это в ведомстве тем, что неизвестно, на каком Налоговом кодексе бюджет будет базироваться.

Министерство финансов Украины в отозванном проекте государственного бюджета на 2016 год предлагало установить доходы на уровне 550 039 млрд грн, расходы — 621 192 млрд грн и предельный объем дефицита в 79, 17 млрд грн. Согласно документу, предельный уровень госдолга предлагался на уровне 1, 575 трлн грн.

Министерство предлагало установить прожиточный минимум на месяц с 1 января 2016 года на уровне 1330 грн, с 1 мая — 1399 грн, с 1 декабря — 1496 грн, минимальную зарплату с 1 января на уровне 1 378 грн, с 1 мая — 1450 грн, с 1 декабря — 1550 грн. Также, согласно отозванному бюджету, предполагалось, что Национальный банк должен перечислить в бюджет 34, 063 млрд грн.

По состоянию на сейчас ситуация не изменилась, до сих пор известны лишь ключевые показатели, без детализации сколько денег и на что потратится. Планировалось, например, что этот бюджет будет чемпионом по "социальности". Социальные стандарты и гарантии в среднем за год вырастут на 14%. На социальные выплаты населению, жилищные субсидии, заработную плату работникам бюджетного сектора уйдет примерно 2/3 ресурса государственного бюджета. Но уже сейчас, как говорят эксперты, есть большая вероятность того, что номинальное увеличение социальных выплат на 12% в аккурат совпадает с прогнозируемой инфляцией. Так что получатели этих выплат в лучшем случае останутся "в нулях".

Читайте также: Сколько Украина тратит на оборону: с 1995 до 2015 года (Инфографика)

Вопрос налогов

Наполняться бюджет пока, очевидно, пока будет по старым правилам, поскольку завершить налоговую реформу в начале 2016 однозначно не успеют.

Сейчас есть сразу два проекта налоговой реформы. Первая — правительственная, предложенная Минфином, поддерживаемая МВФ и на которой настаивает правительство. Вторая — парламентская (или либеральная), соавторами которой выступили 155 народных депутатов и представителей гражданского и экспертного сообществ.

Бои относительно того, какой из вариантов должен быть положен в основу реформы, идут уже не одну неделю. После заседания национального совета реформ Минфин (пока — неофициально) представил компромиссный вариант реформирования налоговой системы, который, впрочем, почти не отличается от предложенного ранее.

Теоретически, обе реформы направлены на то, чтобы вывести экономику из тени и стимулировать украинцев стабильно платить налоги. Однако к реализации стороны подошли по-разному.

О ключевых разногласиях проектов правительства и парламента сайту "24" рассказал координатор гражданской платформы Новая Страна Тарас Козак:

1. НДС.

Проект Минфина предусматривает, что НДС установлен на уровне 20% (а именно: 20% — внутренние, 0% — экспортные операции), 7% — ставка НДС для фармацевтической отрасли. Также компромиссный вариант предусматривает введение периода для сельского хозяйства для перехода на общую систему налогообложения. Кроме того, предусматривается повышение порога регистрации плательщика НДС в 2 млн гривен. Парламентский вариант реформы предусматривает снижение ставки с 20% до 15%.

Оба варианта предусматривают создание личного электронного кабинета налогоплательщика и автоматической системы возмещения НДС, что исключит человеческий фактор при принятии решений.

При этом парламентский вариант реформы предусматривает введение системы электронного администрирования НДС. Предлагается, чтобы возмещение НДС было в очереди подачи заявок на возмещение. То есть, если предприниматель подает заявку, он автоматически оказывается в очереди на возмещение, которое может отследить любой гражданин. Только очередь доходит до него — государство возвращает ему часть уплаченного сверх налога.

2. Налог на прибыль.

Показатель в Минфине предлагают установить на уровне 18% в 2016 году и 17% в 2017 году. В парламентском проекте говорится о его снижении до 15%.

Парламентский проект также предусматривает, что будет введен налог на распределенную прибыль предприятий и компаний. То есть, все средства, которые компания зарабатывает и тратит на собственные нужды и развитие, не облагаются. Налоги появляются только тогда, когда предприниматель забирает деньги из бизнеса в качестве дивидендов или как прибыль.

3. Единый социальный взнос (ЕСВ) и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Минфин предлагает с 2016 г. объединить ЕСВ работника и ЕСВ работодателя в единую ставку ЕСВ, которая составит 20%. При этом НДФЛ будет установлен на уровне 18%. Таким образом, работник ничего не теряет, поскольку совокупная ставка с зарплаты сохранится на уровне 20%. Бизнес же выигрывает за счет снижения ЕСВ с 36,7% до 20%.

Парламентская концепция также предполагает объединение ЕСВ работника и работодателя и ставку на уровне 20%. Однако дальнейшего объединения ЕСВ и НДФЛ не произойдет. Ставку НДФЛ предлагается снизить до 10%.

4. Налоговая милиция

Концепция Минфина предусматривает создание Службы финансовых расследований (СФР) на базе налоговой милиции. При этом, в случае перехода в СФР, налоговые милиционеры сохранят и свои звания, стаж выслуги.

В парламентском варианте предлагается налоговую милицию полностью расформировать, а Службу финансовых расследований формировать по принципу, похожему на принцип формирования новой полиции. В конечном варианте должен быть создан не карательный орган, а служба, который будет проверять компании на риски.

Комментарий эксперта

Оба варианта не идеальны и не решают всех существующих проблем. Но если говорить чисто о реформировании системы, то можно сказать, что проект реформы от Минфина назвать реформаторским уже никак нельзя. В отличие от парламентского.

Как отметила глава практики налогового и финансового права Pavlenko Legal Group Валерия Тарасенко, реформа — это когда тебе платить налоги становиться выгоднее, чем придумывать схемы для неуплаты или минимизации. Если не принимать во внимание повышение ставок налогообложения, проект правительства оставляет старую систему налогообложения

В проекте хаотично пытаются залатать критические проблемные вопросы, такие как проведение внеплановой проверки, если на налоговый запрос налогоплательщик не предоставил все документы или запретить привлекать к налоговой ответственности контрагентов, если нет вины такого контрагента в неуплате налогов другим налогоплательщиком, или возможность зачислять переплаты по налогам. В вопросах администрирования, полномочия налоговых органов, проведения проверок, наложения ответственности система не меняется и остается такой же как и есть,
— подчеркнула она.

При этом, по ее словам, проект Налогового кодекса, предложенный ВРУ более прогрессивный и реформаторский. В нем много спорных моментов, его еще нужно дорабатывать, обсуждать и шлифовать отдельные положения, однако в целом предложенный проект — это налоговая реформа, поскольку он предусматривает создание новой системы налогообложения, которая, по ее мнению, будет способствовать детенизации бизнеса и уплате налогов.

Этот проект забирает контроль от налоговых органов и по сути передает его Минфину. За налоговой остается выполнение сервисной функции. Законопроект нацелен на перевод всего налогового учета в электронную форму. Налоговые ставки существенно снижаются в зависимости от вида дохода от 5% до 15%, что автоматически будет делать невыгодным перевод средств для выплаты зарплат в конвертах. Ставка ЕСВ также сокращается почти в два раза,
— добавила Тарасенко.

Читайте также: Новые газовые правила: какие изменения ждут украинцев уже в следующем месяце