Переломный момент

Фактором, изменившим вектор в экономике Южной Кореи стал фильм "Парк юрского периода" 1993 года. Тогда рекордные кассовые сборы от фильма в мировом прокате составили больше, чем заработок страны от продажи 1,5 миллиона автомобилей Hyundai. Поэтому тогдашнему президенту Южной Кореи Ким Йон Саму Культурный совет предложил, чтобы страна развивала производство кино и медиаконтента в качестве национальной стратегической индустрии и нового предмета экспорта.

Интересно узнать Корейское экономическое чудо: в каких отраслях эта страна среди лидеров

Как киноиндустрия стала государственной стратегией

Финансовый кризис, который в 1997 – 1998 годах всколыхнул азиатские рынки и небывалая финансовая прибыль фильма "Парк юрского периода", заставили правительство Южной Кореи рассмотреть новые секторы прибыли для страны. Поэтому президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун продолжил начинания своего предшественника и сделал поддержку национальной культуры государственной стратегией.

  • Сначала Министерство культуры создало бюро для поддержки национальных производителей.
  • Впоследствии правительство наладило и процесс регулярного государственного финансирования кино и музыкальной индустрии.
  • Сейчас монетизацией южнокорейских кинопродуктов занимается Министерство иностранных дел на геополитическом уровне – популяризация в мире, а Министерство культуры поддерживает индустрию на государственном микроуровне.

Азиатский рынок на гребне "южнокорейской волны"

Так называемая "южнокорейская волна" сначала распространилась на азиатский рынок. Корейский кинопродукт стал популярным в Китае, Тайване, Вьетнаме и Японии. Успех был такой мощный, что она начала захватывать европейские и американские рынки.

В течение последнего десятилетия власти страны начали превращать культуру в элемент "мягкой силы",
считает Джон Лай, профессор Калифорнийского университета Беркли.

Новую популярность "южнокорейская волна" почувствовала в 2010 году, когда активно начала развиваться эра социальных сетей. Таким образом корейская музыка начала приобретать популярность наравне с кинопродуктами благодаря социальным сетям, в том числе YouTube.

Наиболее просматриваемое видео в YouTube

Показательным стал клип южнокорейского певца PSY на песню "Gangnam Style", которое в буквальном смысле сломало алгоритмы Goggle и заставило внести коррективы в счетчики YouTube. Все дело в том, что клип певца стал первым видео, которое просмотрели пользователи более 1 миллиарда раз.

Поэтому, когда под видео было 2,15 миллиарда просмотров с алгоритмами нужно было что-то делать. Сейчас под ним 4,21 миллиарда просмотров. До этого огромную популярность, как наиболее просматриваемые видео, испытывали клипы Джастина Бибера на песню "Baby" и Леди Гаги "Bad Romance".

Интересно BTS, Бибер и Гранде: как мировые звезды помогли миллиардеру из Кореи удвоить свой капитал

Видео южнокорейского музыканта PSY, которое "сломало" Google

K-pop – новый феномен и источник доходов

Видео южнокорейского певца показало, что не только на киноиндустрии вполне возможно заработать, но и музыке. Музыкальный жанр K-pop зародился еще в 1992 году, а его первыми представителями стала группа Seo Taiji & Boys, однако через определенные социальные предпосылки и тогдашнюю политику страны огромную популярность направление среди населения не получило.

Что такое K-pop

K-pop – это определенная субкультура и музыкальный жанр, сочетающий в себе множество музыкальных стилей и обычно сопровождается танцевальными движениями по различным направлениям. Его изюминка – особый мощный визуальный эффект во время выступления на сцене.

Популяризация айдолов

Все изменилось с эпохой социальных сетей и популяризацией так называемых айдолов. Сейчас наиболее популярной и наиболее узнаваемой группой является бой-бэнд BTS. Их сравнивают даже с молодыми Beatles.

южнокорейский K-pop группа BTS

Южнокорейский K-pop группа BTS на 62 премии GRAMMY Awards / Фото Getty Images

Также в Южной Корее есть и другие не менее популярные представители современных K-pop айдолов – группы Twice, Red Velvet, Itzy и Blackpink. Такая бешеная популярность музыкантов среди молодежи бесспорно положительно влияет на экономическую составляющую страны, развивает туризм и популяризирует южнокорейскую культуру во всем мире.

Обратите внимание Британец сделал 18 пластических операций, чтобы стать похожим на своего кумира: фото до и после

Кто такие айдолы

Корейских айдолов можно считать еще одним феноменом южнокорейской культуры. Ими называют музыкантов, которые подписали контракт с одним из нескольких крупнейших агентств талантов в стране, а также термин применяют и к представителям киноиндустрии – актерам.

Как корейский кинопродукт покорил Netflix

Показательным южнокорейским фильмом, привлекшим еще больше внимания общественности, к стране стала лента "Паразиты" режиссера Пона Джуна Хо, который получил "Золотую пальмовую ветвь" и четыре "Оскара". "Паразиты" стали первым фильмом не на английском языке, который получил от американских киноакадемиков награду в номинации "Лучший фильм".

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Паразиты" режиссера Пона Джуна Хо / Фото CNN

Также на южнокорейский кинопродукт обратил внимание стриминговий гигант Netflix. С 2016 года компания Netflix сотрудничала с различными местными южнокорейскими киностудиями. Новым переломным моментом для южнокорейского кино стал сериал "Игра в кальмара", который вышел в сентябре этого года.

"Игра в кальмара" – самый популярный сериал Netflix

Сериал "Игра в кальмара" почти сразу покорил глобальный рейтинг лучших шоу от Netflix. Также ролики на тему сериала захватили и социальные сети. Например, в Tik Tok есть множество видео, где пользователи сначала готовят карамельные леденцы, как в сериале, а потом стараются выполнить один из челенджей, как будь-то они герои из нашумевшей ленты.

кадр из сериала

Кадр из "Игра в кальмара", где один из героев сериала держит в руке знаменитый леденец / Фото Yahoo!

Читайте также Почему сериал "Игра в кальмара" сводит с ума весь мир: 5 причин

Прибыль южнокорейской индустрии

Проанализировав прибыль Южной Кореи, которую страна получила от экспорта в 2020 году, издание Bloomberg привело такие показательные цифры:

  • В 2020 году культурный экспорт Южной Кореи составил 10,8 миллиарда долларов, а больше всего страна заработала на производстве контента.
  • Стоимость корейского экспорта развлечений выросла на 6,3% в 2020 году.
  • В период с 2009 по 2019 годы количество работников творческих профессий выросло на 27%. К примеру, в производственном секторе их количество за аналогичный период выросла всего на 20%.
  • Согласно оценке KOFICE, в 2019 году 13% иностранцев, въезжающих в страну, были те, кто хотел ближе познакомиться с поп-культурой Южной Кореи и посетить фан-мероприятия. Такой вид туризма принес стране 2,7 миллиарда долларов.

Прибыли корейской киноиндустрии в 2020 году

Прибыль Южной Кореи от экспорта в различных отраслях по результатам 2020 года / Инфографика Bloomberg